На логотипе этого конкурса — символ, очень напоминающий государственный знак качества, которым в Советском Союзе маркировали лучшие товары. Причем право им пользоваться еще нужно было заслужить, и решала это аттестационная комиссия.Сегодня победа в конкурсе «Лучший работодатель Москвы» говорит о том, что традиции живы и предприятия, которые отметило жюри, действительно победители.
Особенностью этого конкурса является то, что номинанты не встречаются в очных соревнованиях. Чтобы успешно выступить, нужно представить в жюри необходимые документы о положении дел на предприятии. Например, результаты проверок контролирующими органами, сведения об исполнении предписаний вышестоящих организаций, информацию об участии компании в социально ориентированных проектах и о собственных программах по повышению профессионального уровня сотрудников.
Продуктивное партнерство
На самом деле это огромная работа, которая проводится постоянно, но она обычно незаметна, воспринимается как должное. Действительно, разве не обязан работодатель обеспечить сотрудникам безопасность на производстве? Разумеется, обязан. А снабдить работников путевками в санаторий? Или помочь работающим мамам пристроить в лагеря отдыха детей? Только вот делается это не всегда. Раньше на многих предприятиях были сильные профсоюзные организации, которые следили за реализацией социальных программ, сейчас о тех временах многие вспоминают с тоской.
Организаторами конкурса «Лучший работодатель Москвы», который проходит уже в третий раз, стали правительство Москвы, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) и Московская федерация профсоюзов. И, как показал опыт предыдущих лет, это очень продуктивное партнерство, в выигрыше от которого не только работодатели, но и все горожане.
По словам организаторов проекта, главной целью мероприятия является реализация программ, направленных на содействие занятости населения, повышение социальной ответственности бизнеса и поощрение работодателей за вклад в развитие столичного рынка труда, а также поддержка предпринимательской инициативы в области народных промыслов и ремесленничества.
За почетный титул в этом году боролись более 200 городских организаций. Победителей определили в трех категориях: «Работодатель», «Растим смену» и «Потенциал». В первой категории, состоящей из 12 номинаций, победили производственное управление «Мосводопровод», производственно-эксплуатационное управление канализационной сети Московского государственного унитарного предприятия «Мосводоканал», НИИ стали, супермаркет «Алые паруса», «ЛИТ-ФОНОН» и другие. В категории «Растим смену» отличились «Мослифт», центр социальной помощи семьи и детям «Кунцево», благотворительный фонд содействия культуре и спорту «Лидер» и Восточный административный округ Москвы.
В категории «Потенциал» в лидерах оказались мастера-ремесленники Дарья Малькова, Надежда Глошина, Татьяна Гарифуллина, Татьяна Коссова и Анна Петинати.
С некоторыми победителями и призерами корреспонденту «Труда» удалось поговорить сразу после награждения.
Как поднять престиж профессии
Ольга Казарезова, заместитель директора по персоналу МГУП «Мослифт»
— «Мослифт» отличился сразу в нескольких номинациях. У вас и впрямь такое особенное предприятие?
— Мы считаем необходимым не снижать планку, став уже однажды победителями в этом конкурсе. Над этим работают линейные менеджеры, они очень ответственно к этому относятся. Для предприятий вообще очень важно участвовать в этом конкурсе, чтобы поднять престиж компании. Уверяю вас, люди потом стремятся работать на таком производстве.
— Традиционный образ лифтера — бабушка с вязанием в руках — теперь, похоже, трещит по швам. Мужчины вытесняют женщин из профессии?
— Она становится более технологичной, и, разумеется, из 3,5 тысячи работников большая часть у нас мужчины. Но все-таки не нужно путать: когда вы в лифте нажимаете кнопку, вы соединяетесь с общей диспетчерской ЖКХ, там-то в основном женщины работают, и только потом они звонят в аварийную службу.
А вот электромеханики, которые приезжают по вызову, разумеется, мужчины.
— По случаю победы в конкурсе работникам положена премия?
— В качестве бонуса — посещение праздничного концерта с участием прекрасных артистов: Дмитрия Харатьяна, Тамары Гвердцители, группы «Мираж».
Туда мы пригласили около 100 наших работников и руководителей ключевых предприятий.
— Для многих при устройстве на работу определяющей является зарплата.
— У вас она какая?
— Мы постоянно мониторим этот показатель, потому что он для нас очень важен. Так вот, в зависимости от разряда зарплата рабочих в среднем 50 тысяч рублей.
Есть куда двигаться
Татьяна Милюкина, генеральный директор супермаркета «Алые паруса»
— В прошлом году мы были победителями в номинации «За формирование здорового образа жизни». В этом году у нас победа в другой номинации — «За организацию рабочих мест для молодежи». Каждое лето к нам приходит много студентов и школьников на упаковку. Мы помогаем им влиться в коллектив и стараемся работать лично с каждым.
— Предприятию, наверное, невыгодно возиться с молодежью?
— Сложности есть, но мы давно поняли, что лучше самим растить будущего работника. После училища к нам приходит много выпускников. Они работают продавцами, фасовщиками, а мы присматриваемся к ним. И фактически с нуля начинаем растить.
— И до кого же они могут дорасти? Неужели до директора?
— У нас есть куда двигаться дальше: старшие смены, старшие кассиры, администраторы. Студенты, которые работают у нас на практике, получив диплом, возвращаются, и сейчас многие стали бухгалтерами, операторами. Директором тоже можно стать, но чуть попозже.
Компетентно
Михаил Антонцев, председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы
— Я уверен, такой конкурс будет и через 10 лет. Только, думаю, соревноваться будут не только в Москве, но и во всей России. Лет 15 назад мы в городе начали возрождать конкурс профессионального мастерства по нескольким номинациям — каменщики, электрики, — скоро номинаций стало намного больше. Сейчас, когда прошло уже столько лет, конкурс «Московские мастера» стал даже городской традицией. И посмотрите, что произошло: конкурсы профмастерства уже проводят в Центральной России и во многих других регионах.
Очень сложное хозяйство
Михаил Богомолов, начальник производственно-эксплуатационного управления канализационной сети МГУП «Мосводоканал»
— Для компаний участие в этом конкурсе — вопрос престижа. А для чего он самим работникам?
— Подобные конкурсы стимулируют предприятие, повышают его статус. И люди, которые потом сюда приходят, знают, что здесь обеспечат безопасные условия труда, что у них будут нормальная зарплата, полный социальный пакет и возможность продвижения по карьерной лестнице. Например, я пришел на предприятие в 17 лет простым электриком.
— Но сейчас ведь не то время, когда по карьерной лестнице можно было взлететь за несколько лет?
— В советское время нас на предприятии замечали и помогали получить образование, работал институт наставничества. Но и сейчас все это сохранилось. На предприятии работает Совет молодых специалистов, и если у человека есть желание, у него будут и возможности. На самом деле, проблема квалифицированных кадров стоит сегодня очень остро, и не только у нас. У нас ведь особое предприятие, оно обеспечивает жизнедеятельность огромного мегаполиса. Не секрет, что сети водопровода и канализации столицы, как любого другого мегаполиса, уникальны. Это очень сложное хозяйство, его и эксплуатировать непросто. Поверьте, не каждый молодой специалист возьмет на себя бремя ответственности за комфортное проживание москвичей.
— Думаю, молодым людям хотелось бы, чтобы должность еще и красиво звучала?
— Должность-то звучит красиво, но у нее есть оборотная сторона — покоя нет ни днем, ни ночью. Груз ответственности никогда не спадает. Знать, что на тебе вся Москва, — это серьезно. У нас никто никого не заставляет, и, разумеется, руководителями становятся те люди, которые готовы к этому.