Уличные перетяжки расползаются за МКАД, а плакаты маскируются под телефонные будки
Более тысячи крупноформатных рекламных конструкций, размещенных вдоль вылетных магистралей, необходимо демонтировать на новых территориях Москвы. Об этом сообщил руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников.
Москвичи успели заметить, что за год город освободили от избытка рекламных конструкций. Но ушлые рекламщики быстро перенесли перетяжки из центра столицы за МКАД.
— Территориально размещение незаконной рекламы постепенно стало смещаться в сторону области, — отметил глава департамента. — И в настоящее время один из самых больных вопросов — это размещение рекламы на присоединенных территориях. В итоге дорога в международный аэропорт Внуково, например, стала выглядеть как одна большая перетяжка вдоль трассы.
Как рассказал Владимир Черников, в начале года в Ленинском районе были подготовлены к проведению торги на размещение более тысячи новых конструкций по трем направлениям: Калужское, Старое Варшавское и Киевское шоссе. В результате выданы разрешения на установку 1147 рекламных конструкций, оказавшихся на присоединенной территории. Специальная рабочая группа обследовала каждую конструкцию и выяснила, что, по московским меркам, они размещены незаконно.
— Ситуация непростая, — так прокомментировал эту коллизию Владимир Черников. — Подмосковные власти еще до присоединения разместили там рекламу. Специально торопились. Мы предупреждали, что не надо этого делать, это незаконно. Несмотря на наше обращение к властям Московской области с просьбой не проводить эти торги, они все-таки были проведены. Подписаны договоры на право установки коммерческой рекламы на пять лет — до 2017 года. Теперь прокуратура будет с этим разбираться. Что интересно, суммы там копеечные. В условиях конкурса записали: «Преимущество получит тот, кто больше даст социальной рекламы». Щиты поставили в полосе отвода. Теперь нам придется их демонтировать. Все уберем. На каждую конструкцию составим акт, подпишем, причины объясним, предупредим, что им надо убрать незаконные установки. Все сделаем культурно.
Незаконная реклама мимикрирует, трансформируется в другие формы. Например, размещается в телефонных будках. Черников рассказал, что за последний месяц количество телефонных будок увеличилось более чем в пять раз. Хотя идея использования объектов городской инфраструктуры для размещения рекламы, по его словам, «интересная и правильная». Более того, такой вид размещения рекламы предусматривается в проекте новых правил.
Однако требования закона, на которых настаивал департамент, по словам его руководителя, так и не были выполнены.
— Реализация этой изначально правильной идеи в настоящее время идет с грубейшими нарушениями законодательства без каких-либо отчислений в городской бюджет. По факту, город получил множество незаконных рекламных конструкций с прикрепленными к ним телефонными аппаратами, — констатировал чиновник. И добавил: — Совместно с коллегами из других ведомств, в частности с департаментом ЖКХ и благоустройства, мы разбираемся в ситуации и надеемся, что в ближайшее время найдем решение, учитывающее интересы города.
Зачастую власти города сталкиваются с сопротивлением со стороны владельцев незаконной рекламы. В большинстве случаев при демонтаже такой рекламы необходимо обращаться к правоохранительным органам. Однако, как заметил Черников, у самих полицейских эта работа не всегда находит понимание.
Кроме того, в последнее время участились случаи, когда по итогам аукционов в качестве подрядной организации выступает та или иная сетевая рекламная компания.
— И если раньше за возможность демонтировать «незаконку» понижение от начальной стоимости контракта доходило до 75%, то последние торги нас просто удивили, — сказал Черников.
И привел пример: одна организация в суде выиграла право демонтировать всю свою незаконную рекламу за 50 рублей. За эту символическую стоимость фирма должна убрать 200 панно и 40 крышных установок. Логично предположить, что все эти незаконные конструкции так и останутся на прежнем месте. Практически треть конструкций, по данным департамента, устанавливается снова.
В будущем году, сообщил глава ведомства, появится специальное управление, которое будет самостоятельно проводить демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций. При этом, по расчетам департамента, дополнительной нагрузки на городской бюджет эта организация не даст. Власти надеются, что благодаря новой структуре оперативность работы и количество демонтируемых рекламных конструкций в Москве возрастут.
За последнее время в столице, по информации Владимира Черникова, было демонтировано более 50 тысяч кв. метров крупноформатной рекламы, более 3 тысяч панелей-кронштейнов на опорах освещения и 45 крышных установок. В будущем году в связи с истечением контрактов планируется снести до 18 тысяч рекламных конструкций, из которых более 2,7 тысячи — в центре Москвы.
Напомним, столичные власти с 2011 года занимаются наведением порядка в сфере наружной рекламы. По распоряжению Сергея Собянина было решено демонтировать всю рекламу на строительных сетках фасадов зданий (подавляющее большинство такой рекламы размещено незаконно), а также начался демонтаж рекламных установок с крыш. Власти Москвы разработали проект постановления о новых правилах размещения рекламы. Они предусматривают разделение города на 14 зон, для каждой четко определены виды рекламных конструкций. Появляется также территориальная схема размещения объектов в рамках созданных зон.
Новые правила размещения рекламы в городе — это инструмент создания безопасной и комфортной среды для москвичей. Условия диктуются не только департаментом СМИ и рекламы Москвы, но и другими городскими структурами. К примеру, убрать с улиц экраны с динамической рекламой — это требование ГИБДД. Дело в том, что транслируемые ролики отвлекают внимание водителей. Общий принцип размещения рекламы по-новому: чем ближе к историческому центру, тем рекламы меньше. В частности, в пределах Третьего транспортного кольца запрещают рекламные конструкции на крышах, флагах, подсвеченных панелях-кронштейнах, видеоэкранах, на крупноформатных носителях.
В процессе разработки новых правил размещения рекламных конструкций столичные власти провели круглый стол совместно с Московской рекламной гильдией. Сами рекламщики заинтересованы в том, чтобы нормативный документ четко регламентировал взаимоотношения предпринимателей с исполнительными органами власти, исключал коррупционную составляющую, поддерживал условия для развития бизнеса и здоровой конкуренции. Подавляющее большинство предложений рекламодателей было внесено в новые правила.
Предполагается, что новая схема размещения рекламы в Москве должна вступить в силу уже до конца 2012 года. Тогда же закончатся последние из выданных ранее разрешений на установку рекламных конструкций.
Кстати
Сократить общее число рекламных конструкций, прежде всего в историческом центре, — это, по сути, выполнение пожеланий населения столицы. Социологи проводили опрос москвичей и, в частности, задавали вопрос: «Как вы относитесь к следующим инициативам московских властей: убрать из центра Москвы крупноформатную рекламу, снизить количество уличной рекламы в городе?»
Ответы оказались такими: 81% москвичей поддержал инициативу городских властей. Следующий вопрос: "Как вы считаете, нужно ли размещать рекламу в историческом центре Москвы?"За рекламу без ограничений проголосовало лишь 3% горожан, еще 33% — за ограничения, а остальные — категорически против. Так что поддержка у городских властей есть, и очень сильная.