Зоя Пухова: Нельзя все сводить к деньгам

Знаменитая ивановская ткачиха, Герой Социалистического Труда считает, что и при капитализме совсем не зазорно награждать за ударный труд

Звание Героя Труда — это же оценка личных заслуг, моральное поощрение. Нельзя все сводить к деньгам, общественное признание не менее важно, — уверена Зоя Пухова. — Я поездила по миру, на фабриках везде видела портреты лучших работников. Капиталисты прекрасно понимают, что это большой стимул. При занесении фотографии на доску почета присутствуют дети, они гордятся своими родителями.

— Наш президент заметил, что при присвоении звания не надо делать кальку с советского времени.

— Ну, наверное, это правильно. Сейчас другое время, другие приоритеты. Но и тогда были, и теперь есть работники, достойные внимания общества. А раз так, то страна должна знать своих героев. Только не тех, кого мы видим в шоу и на гламурных тусовках. А то начальники жалуются, что не хватает токарей, ремонтников, инженеров. А откуда они возьмутся, если такой труд не ценят? В советское время были льготы для Героев — по оплате жилья, по налогам, путевки в санатории и дома отдыха. Но потом почти все по-тихому отменили. Мне даже персональную пенсию не дали. Правда, оставили прикрепление к хорошей поликлинике — и на том спасибо.

— Как вы считаете, должны быть льготы у современных Героев Труда?

— Безусловно. Мало повесить человеку звездочку на грудь. Напряженный труд — это не прогулки по Средиземному морю. Работа нередко отнимает здоровье, и человек должен получать компенсацию за его потерю.

— Какими должны быть критерии для присвоения звания Героя Труда?

— Трудный вопрос. Мне кажется, это человек, который отличился, работая на благо всего общества. Помните, как раньше называли лидеров? Маяки. Они другим указывали правильный путь. Кто светит долго и ярко, тот и должен быть Героем. Хотя может быть и по-другому. Положим, что-то человек придумал, внедрил и принес государству большую прибыль. И это тоже Герой!

— Как сегодня живет славная ивановская ткачиха?

— Не жалуюсь. Живу вместе с семьей сына, вчетвером в трехкомнатной московской квартире, которая мне была предоставлена по последнему месту работы. На лето уезжаю в деревню, в обыкновенный деревянный дом без всяких удобств, который мне достался еще от родителей.