Депардье и Перес померились дочерьми

В Москве завершился трехдневный фестиваль французского кино

Посмотрев шесть новых фильмов с родины Люмьеров, корреспондент «Труда» не удивляется, почему самая продаваемая европейская кинематография собирает ежегодно по 60 млн. кинозрителей в залах за границей.

По российским регионам галльский кинофестиваль благодаря поддержке Unifrance колесит уже много лет подряд, и сейчас, после Москвы, многочисленная делегация гостей впервые отправилась в Казань. В Москве же ежегодно выходят в коммерческий прокат от 35 до 50 новых французских фильмов. На фестивале этого года москвичам представили шесть полнометражных фильмов (из которых только один пока не обрел дистрибьютора) плюс три программы короткого метра.

Фильмы представляли их создатели, из которых россиянам более всех знакомы режиссер Режис Варнье («Индокитай», «Восток — Запад», «Французская женщина») и актер Венсан Перес (тот же «Индокитай», «Королева Марго», «Аромат любви Фанфан», «За облаками»). Варнье в этот раз прочитал лекцию во ВГИКе. Перес, как и Варнье, неоднократно бывал у нас раньше, привозил свой режиссерский дебют «Шкура ангела», а в середине 1990-х снимался в совместной франко-российской картине «Линия жизни» Павла Лунгина. В дни этого феста он открывал свою фотовыставку «От Владивостока до Парижа» в галерее актуального искусства RuArts.

Фильм с его участием (и поставленный его женой Карин Силла) пока не нашел у нас прокатчика. Хотя мелодрама «Неслышное касание» (оригинальное название — «Поцелуй бабочки») более чем заслуживает внимания. Прекрасный актерский ансамбль (помимо Переса это Валерия Голино, Сесиль де Франс, Эльза Зильберштейн, камео Жерара Депардье), эмоционально подкупающее режиссерское решение мозаичной истории любви, утраты и взросления, великолепная музыка Анджело Бадаламенти. Карин Силла, в прошлом актриса, работает как сценарист (для «Шкуры ангела» она и писала сценарий), здесь дебютировала как режиссер. С мужем они вообще работают вместе довольно часто, и сегодня, спустя 13 лет брака, трогательно держатся за руки. В фильме снялись и старшая дочь Силла, Роксана (отец — Жерар Депардье), и дочь от Переса, 12-летняя Иман, одно из лучших украшений фильма.

Режис Варнье, будучи поклонником легкой атлетики, посвятил этому виду спорта драму о судьбе молодого слепого спортсмена «Финишная прямая». Варнье — режиссер зрительский, он не боится сентиментальности и умеет даже локальную историю преподнести в большом формате, с апелляцией к зрительским нервам.

«Черная Венера» Абделатифа Кешиша, пожалуй, самый нашумевший фильм феста. В Венеции в прошлом году он стал самым необычным, ему прочили главные призы. Кешиш, француз тунисского происхождения, впервые обратился к историческому материалу. Варварская Европа первой половины XIX века, дома терпимости, уличные «театры уродов». Саарджи Баартман, южноафриканка, получившая прозвище «готтентотская Венера», возбуждает нездоровый интерес толпы, страдает и пытается сохранить человеческое достоинство, несмотря на всю безнадежность ситуации. Ее история подлинная, это реальное лицо, обращаясь к которому, Кешиш создал почти трехчасовой эпос, после просмотра которого рождается убеждение, что человек — это звучит унизительно.

Психологическое роуд-муви «Перевод с американского» Жан-Марка Барра и Паскаля Арнольда вообще посвящено серийному убийце. Фильм открывал конкурсную программу на ММКФ этого года и не снискал признания. Его финальный титр содержит статистику о данном виде патологии и собственно справку судебно-криминального характера. Всю картину юноша отталкивающего вида лишает жизни тех, с кем переспит — парней и девушек. Странно, но режиссерский тандем впадает чуть ли не в сочувствие к своему герою.

Режиссерский дебют Евы Ионеско «Моя маленькая принцесса» цепляет участием великой Изабель Юппер в роли матери, богини и монстра в одном лице. И собственно автобиографической составляющей — это сама Ева Ионеско с детства была излюбленной моделью своей матери, богемного фотографа со скандальной репутацией. Панковские 70-е прошлого века, 11-летнюю Виолетту мама выдергивает из нормального дет-ства, красит-мажет-одевает-раздевает и делает иконой эротических фотоколлекций, объектом вожделения престарелых педофилов всех мастей и головной болью социальных служб. «Маленькая принцесса» сначала играет, потом бунтует, позже сбегает от маменьки. Если б не Юппер и не сама история:

А вот криминальная драма «Неприкасаемые» (оригинальное название — «Лионцы», по месту рождения гангстерской банды) от мастера жанра Оливье Маршаля, также по-священная 1970-м, и вовсе снята в нарочито старомодной манере, где треть фильма — ретроспекции, снятые в технике «сепия». Но что очаровательно в этой истории о брутальных цыганах-бандитах, сколотивших одно из самых крутых бандформирований в истории Франции, — это вроде бы живучие кодекс мужской дружбы, и вообще ностальгия режиссера, и манера умудриться сделать жанровый фильм так, будто до него никто вообще не брался за подобные истории. Братья Вайнштайны уже купили права на этих «Неприкасаемых», так что американский римейк неизбежен.