А ЧТО ТАМ В ТЕНИ ЭРМИТАЖА?

Нижегородский государственный историко-архитектурный музей заповедник (НГИАМЗ) впервые сравнили с Эрмитажем. Это рискованное сравнение прозвучало из уст главы приволжского управления Росохранкультуры Дмитрия Мусина, назвавшего ситуацию в хранилищах нижегородского музея "катастрофой". Если в Эрмитаже все-таки обнаружили пропажу экспонатов, то, оказывается, в Нижнем Новгороде можно красть древности практически безнаказанно.

Результатом ревизии фондов музея стало предписание об устранении 26 нарушений. С уверенностью сказать, что ценности НГИАМЗ не уплыли на черный рынок в лихие 90-е годы или даже раньше, сегодня не может никто. Выяснилось, что из 320 тысяч экспонатов половина не сфотографирована и не имеет научного описания. Подменить "учтенные" таким образом ценности для мошенников не составляло никакого труда.
"Выборочная проверка не позволила нам идентифицировать некоторые экспонаты, - говорит глава управления Росохранкультуры Дмитрий Мусин. - Предположим, в 30-е годы из НКВД в музей поступил экспонат, который по описи проходит как "Девушка в кокошнике", а на самом деле это икона Казанской Божьей Матери".
Директор музея Вениамин Архангельский называет сложившуюся ситуацию следствием полного забвения нужд музейщиков со стороны государства: "Двенадцать лет музей не получал ни копейки финансирования. Теперь ситуация исправляется. Весной открывается новое фондохранилище. Впервые принята программа финансирования, предполагающая выделение 390 миллионов рублей до 2010 года. Денег должно хватить на реконструкцию всех зданий музея-заповедника".
"Не в деньгах дело, а в безответственности сотрудников и плохом менеджменте, - уверен Дмитрий Мусин. - В музее есть цифровая фотокамера, позволяющая произвести фотофиксацию. В хранилищах десятилетиями лежат экспонаты, которые нигде не выставляются, а условия их хранения оставляют желать лучшего. Например, есть уникальная коллекция оружия, которую никто не видел. При этом музей даже не имеет лицензии на хранение оружия. Хранитель коллекции икон появляется на рабочем месте раз в полгода, хотя должен ежедневно проверять влажность и температуру воздуха".
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник существует с 1896 года. В музее хранятся обширные коллекции оружия, изделий из драгоценных металлов, фарфора, тканей, мебели, книг, живописи, иконы. Результаты проведенной проверки окружное управление Росохранкультуры направляет нижегородскому губернатору и в правоохранительные органы. Дмитрий Мусин не исключает, что дело может дойти до передачи ценностей из фондов НГИАМЗ на хранение в другие музеи.