ГАЛЯ-КОНЦЕРТ

На днях завершился традиционный конкурс "Романсиада-2006". Все как обычно: переполненный Колонный зал, множество флагов стран-участниц, телекамеры... И не совсем как обычно - ведь соревнованию молодых исполнителей русского романса исполнилось 10 лет.

Ровно 10 лет назад в редакцию "Труда" пришла пианистка и телеведущая Галина Преображенская с предложением - объединить усилия и провести смотр молодых исполнителей романса. Идея нашла горячую поддержку: искусство романса, в котором объединились тонкость и популярность, возвышенность и страстность, элитарность и демократичность, любимо практически всеми. И уж точно трудовской аудиторией: учителями, врачами, инженерами, рабочими, бизнесменами...
На "Романсиаде" особая атмосфера. В самом деле, о каком академизме может идти речь, если вслед за "Сомнением" Глинки здесь вполне могут прозвучать многократно заклейменные поборниками рафинированного вкуса, но до сих пор обожаемые во всем мире "Очи черные"? Ведь мир романса - не только академическая сцена, но и домашний салон, и популярная эстрада...
Все начинается с жюри - за 10 лет в нем побывали легендарные личности: Павел Лисициан, Борис Штоколов, Анатолий Соловьяненко, Юрий Богатиков... Это, увы, уже ушедшие. А еще - Зураб Соткилава, Виргилиюс Норейка, Алла Баянова, Владимир Зельдин, Лариса Голубкина, Сергей Захаров, Аристарх Ливанов... Притом большая их часть не только "заседали", но и помогали конкурсантам советом. Представляете, что значит для молодого певца или певицы получить мастер-класс, скажем, у Нани Брегвадзе? Или Валентины Пономаревой?
Вообще на "Романсиаде" царит по-хорошему родственная обстановка. Сколько раз московские члены жюри просто селили у себя приезжих конкурсантов, которым не по карману столичные гостиницы. У меня, например, квартировал Павел Кудинов - замечательный бас из Самары, ныне - солист Венской оперы. За постой Паша и его концертмейстер "платили" тем, что угощали хозяина Песней Варяжского гостя...
Вот эти ребята и есть главное "оправдание" конкурса. Назову лишь некоторых из артистов, которым "Романсиада" дала путевку в жизнь.
Карина Сербина - ведущее колоратурное сопрано Большого театра.
Герман Юкавский - солист Камерного музыкального театра Бориса Покровского, бас с неотразимым голосом и мужским обаянием, изумительный Лепорелло и Фальстаф.
Его коллега по труппе Елена Кононенко, которую Хосе Каррерас отобрал из множества российских сопрано для своего концерта в Кремле.
Марина Поплавская - солистка Новой оперы, ныне дебютантка "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке.
Диана Савельева - представительница знаменитой цыганской артистической династии Жемчужных, Эсмеральда в русской версии мюзикла "Нотр-Дам".
Наконец, Николай Басков, в пору "Романсиады-97" еще совсем молодой, занявший на ней всего лишь второе место, но уже тогда покоривший жюри и публику звонким тенором и неотразимой улыбкой...
Кстати, Николай тогда собрал цветов от поклонниц-однокурсниц по Гнесинской академии, ей-богу, не намного меньше, чем сейчас, во время самых звездных своих концертов в Кремле. Потому что "Романсиада" - это не просто конкурс, это еще и праздник. Где бы он ни проходил - в подмосковной усадьбе "Остафьево", в скромном Тульском музее самоваров, в Русском драматическом театре казахского города Чимкента... Так было 10 лет назад. Так продолжается и теперь.