ОТ ВОЛХОВА ДО БУРЕИ

В нашей истории бывали периоды, когда собраться с силами и начать созидательную деятельность можно было лишь концентрацией на одном направлении всех необходимых ресурсов. Один из подобных примеров - план ГОЭЛРО, 85-летие которого отмечается в декабре. Энергостройка в масштабах всей страны поставила на ноги развалившуюся за годы гражданской войны и экспериментов "военного коммунизма" экономику. В будущем году 80 лет исполнится "первенцу" ГОЭЛРО - Волховской ГЭС, станции, которая решила проблему энергоснабжения Ленинграда.

Эти памятные даты по месяцам почти совпадают с завершением строительства первого масштабного энергопроекта уже постсоветской России - Бурейской ГЭС. В ноябре введен в строй четвертый гидроагрегат станции, а в 2007 году будут работать уже все шесть агрегатов ГЭС.
На первый взгляд у Волховской и Бурейской ГЭС мало общего. Хотя бы потому, что одна расположена возле Петербурга, другая - в Амурской области, на границе с Китаем. Одна строилась в конце 20-х годов двадцатого века, другая - в начале двадцать первого. Наконец проектная мощность некогда крупнейшей в Европе Волховской ГЭС - 58 МВт. А мощность Бурейской ГЭС после завершения ее строительства будет почти в 35 раз больше - 2000 МВт.
Но, несмотря на все это, судьбы Волховской и Бурейской ГЭС похожи. Даже гидрогенераторы для них конструировал один и тот же завод - питерская "Электросила". В фойе административного корпуса завода до сих пор демонстрируются модели агрегатов, изготовленных для Волховской ГЭС.
Кроме того, хотя Волховстрой считается героем социалистической мифологии, а Бурея - детищем нового времени, реально обе они родились на стыке двух разных эпох. И являются результатом труда сотен и тысяч людей.
Так, вопреки легенде строительство ГЭС на Волховских порогах затеяло не советское, а еще Временное правительство, когда после Февральской революции появилась опасность отделения финской Иматры, где в ту пору располагалась снабжавшая Петроград электростанция. А завершалось строительство ГЭС уже в социалистической России, через шесть лет после старта плана ГОЭЛРО. Возведение же Бурейской ГЭС началось еще в 1987 году, когда был заложен первый бетон в здание станции. Но уже к концу 80-х проект был заморожен. Финансирование стройки со стороны государства прекратилось, начались задержки зарплаты и забастовки рабочих. Лишь в конце 90-х проект реанимировал новый менеджмент РАО "ЕЭС России".
Схожи и финансовые проблемы, с которыми столкнулась каждая из станций при строительстве. Когда-то на Волховстрой, без преувеличения, работала вся страна. "Лучше меньше, да лучше" - название ленинской статьи, которая была известна каждому советскому школьнику. Но мало кто помнит, что речь в ней шла об экономии ресурсов ради Волховстроя. "Нужно снять последний пиджак и построить Волховстрой", - говорил председатель ВЦИК Михаил Калинин в 1923 году. Строительство ГЭС на Бурее таких жертв не требовало. Рядовой гражданин его и вовсе не заметил. Но для энергетиков это такой же трудный ребенок, как когда-то и Волховстрой. Строительство на Бурее возобновилось тогда, когда многие потребители еще считали оплату счетов за электроэнергию деянием практически необязательным. Так что на Бурею, как и на Волховстрой, шла каждая сэкономленная энергетиками копейка.
И этим сходство двух станций не ограничивается. Накануне пуска Волховской ГЭС Ленинград пережил масштабный энергокризис, вызванный элементарной нехваткой генерирующих мощностей. Под угрозой дефицита были резко увеличены тарифы для банков, трестов, хозяйственных учреждений, ресторанов и кинотеатров, но электричества городу все равно не хватало. Дело дошло до того, что с линий было снято 28 трамваев. Вам это ничего не напоминает? Разве что дефицит электроэнергии на Дальнем Востоке, существовавший до того, как заработала Бурейская ГЭС. Получается, что сегодня для Дальнего Востока Бурея - то же, что и Волховстрой для Ленинграда 20-х годов прошлого века.
Строительство ГЭС под Ленинградом дало толчок к развитию промышленности в регионе (тут же заработал крупный по тем временам алюминиевый завод, появился новый железнодорожный узел). Бурейская ГЭС должна стать плацдармом для развития Дальнего Востока. Причем потенциальные возможности использования энергии ГЭС границами нашего государства уже не исчерпываются. Сейчас, например, прорабатывается возможность экспорта электроэнергии ГЭС в соседний Китай. Так что у Буреи есть все шансы стать такой же легендой российской электроэнергетики, каковой является Волховстрой.