Россия отошла от спячки и готовится к подъему - это не может не радовать. Огорчает другое. Читаешь иных авторов - и диву даешься: эти "эксперты" пишут о грядущих "стройках века" в таком ключе, словно мы свою историю начинаем с нуля, с белого листа. Они словно напрочь забыли об опыте "великих строек" СССР - освоении целины; формировании пояса академической науки; строительстве БАМа и создании мощнейших нефтегазового и энергетического комплексов.
А, между прочим, помнить об этих беспримерных делах просто необходимо, потому что из них можно извлечь очень поучительные уроки. Конечно, польза будет только в том случае, если описывать эти стройки объективно, откинув критиканский, а порой даже очернительский подход ко всему советскому, который восторжествовал в перестроечное время. Чего только не понаписано о "великих стройках" - и сверхзатратные они были, и эффекта от них ноль, а то и прямые убытки стране.
Спору нет, все масштабные проекты СССР требовали колоссальных финансовых и материальных затрат. Например, освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири обошлось стране в копеечку - на нужды геологоразведки, строительство нефтяных вышек, насосных станций и трубопроводов деньги выделялись в полном объеме (а то и с запасом) по первому требованию.
Строили ударными темпами, вахтовым способом. И результаты не замедлили сказаться - в 1980 году Западная Сибирь дала 10 процентов мировой добычи нефти и газа. Расчет правительства на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру оправдался. В 70-е годы на мировом рынке произошел восьмикратный скачок цен на нефть. Западносибирская нефть и газ с 1974 по 1984 год принесли стране, даже по самым скромным подсчетам, 176 млрд. инвалютных рублей. Целый эшелон и тележка золота! Сейчас можно сколько угодно говорить о том, что руководство страны не смогло тогда по-хозяйски распорядиться несметным богатством. Но вот вопрос - что бы мы делали сейчас без Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, который по-прежнему исправно работает на нас и мировой рынок и зарабатывает нам денежки?
КУДА БАМ МОЖЕТ ВЫВЕЗТИ
По некоторым расчетам, на строительство БАМа потратили порядка 10 млрд. рублей. Деньги - немалые. Но посмотрите, сколько удалось сделать за десять лет, когда сооружалась магистраль. Строители выполнили более 570 млн. кубометров земляных работ, перекинули через реки и водные преграды 4200 мостов и трубопроводов, уложили 5 тыс. км путей, построили десятки железнодорожных станций, жилых домов общей площадью 570 тыс. кв. м плюс школы, больницы, детские сады, ясли и другие объекты соцкультбыта.
До того момента, как в начале 90-х фактически прекратилось финансирование бамовского проекта, по магистрали перевезли 280 млн. тонн грузов разного назначения и миллионы пассажиров.
Между прочим, БАМ для страны еще не потерян. Как полагают эксперты, он еще может потрудиться на благо России. Но для этого необходимо вложиться в завершение строительства самой магистрали, тоннелей и мостов, а самое главное, инфраструктуры, как промышленной, так и социальной, в зоне БАМа. Причем инвестиции потребуются и государственные, и частные. Есть предложения разрешить управлению дороги заниматься промышленной деятельностью в зоне магистрали и освободить БАМ от налогов лет на десять; дать концессии на сооружение новых железных дорог и морских портов в северо-восточной части России. Некоторые смельчаки идут еще дальше - предлагают передать в собственность БАМу Ванинский торговый порт и паромную переправу Ванино-Холмск, разрешить ему обзавестись своим морским пароходством.
Важнейшей отличительной чертой масштабных проектов в СССР было то, что они велись на долговременной и комплексной основе. Как губернатор Кемеровской области не могу не упомянуть программу Урало-Кузнецкого комбината. Она возникла в конце 20-х годов и была задумана не только как конкретный проект решения проблемы металлургического производства и угледобычи, но и как масштабнейший план хозяйственного и социального переустройства целого сибирского региона.
Как писал известный советский ученый-энергетик, на тот момент председатель Госплана СССР Г.М. Кржижановский: "Здесь на территории районов Урало-Кузнецкого комбината мы, пожалуй, впервые пробуем оружие нашего планового социалистического строительства в масштабе, соответствующем его мировому значению..." Конечно, чрезмерно пафосно, в терминологии тех лет, но по сути - верно.
В Кузбассе была создана вторая после Донбасса угольно-металлургическая база страны с огромным индустриальным потенциалом. В годы Великой Отечественной войны сюда эвакуировали предприятия из европейской части страны, и именно Кузбасс стал тем регионом, где креп и развивался военно-экономический потенциал страны, который во многом обеспечил победу.
Уголь и металл Кузбасса стали импульсом развития химической и строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, становления науки, образования и социального сектора. Сегодня Кузбасс - это регион с динамично развивающейся экономикой. В общем объеме промышленного производства страны его доля более 3 процентов, а в Сибирском федеральном округе он (24,4 процента по итогам 2004 года) в числе лидеров, уступая только Красноярскому краю.
Сегодня очевидно, что командно-административная система не выдержала испытания временем и имела массу недостатков. Но все же следует признать, что для "великих строек" эта модель планирования, управления и распределения средств была весьма эффективна. Она позволяла концентрировать на нужных направлениях гигантские финансовые, материальные и людские ресурсы.
В основу планирования советских проектов был положен программно-целевой подход, который подразумевал тщательную разработку целевых комплексных программ, как составной части народно-хозяйственных планов. Например, программа освоения зоны БАМа состояла из пяти разделов. Скажем, собственно целевой раздел содержал характеристику базового уровня развития зоны и намечал цели и задачи программы, этапы и сроки ее выполнения. А вот организационный - описывал формы и методы управления, контроль за выполнением программы. Учитывались в ней также отраслевые, территориальные и социальные аспекты.
Эта программа после подробного и конструктивного обсуждения была утверждена Госпланом СССР - главным планирующим органом тех лет. А часть ее вошла в пятилетний план экономического и социального развития страны.
ОРКЕСТРУ НУЖЕН ДИРИЖЕР
Функции координатора обычно возлагались на Совет министров. Представьте: в каждом крупном проекте типа освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири участвовала вся страна - 15 союзных республик, десятки отраслей, тысячи предприятий. И всем этим "оркестром" нужно было дирижировать. Иначе нефтегазовый трубопровод не протянулся бы в западные страны, а просто-напросто утонул в западносибирских болотах.
Таким же всесоюзным был и БАМ. Там трудились работники более 60 отраслей народного хозяйства из всех республик. Города Калинин, Иваново, Донецк поставляли на трассу экскаваторы. Из Челябинска шли бульдозеры, из Москвы и Минска - грузовики, а из Ленинграда - тракторы. Воронеж и Улан-Удэ посылали на БАМ конструкции для искусственных сооружений, а рельсы для магистрали присылал Кузнецкий металлургический комбинат. Республики и города брали шефство над участками магистрали. Предполагалось даже, что поселки, станции и другие объекты на таких подшефных отрезках будут оформляться элементами национальной архитектуры тех мест, откуда приехали поселенцы.
Кстати, опыт Совмина по координации очень пригодился бы в Сибири, где во весь рост стоит задача налаживания и укрепления межотраслевых и межрегиональных связей. В Сибири исторически сложилось отраслевое разделение, которое теперь во многом определяет ее экономику. Есть сельскохозяйственные регионы (Алтайский край, Омская, Новосибирская области). Есть регионы (Красноярский край, Кемеровская область), которые богаты природными ресурсами и обладают мощным промышленным потенциалом.
А вот многоотраслевых комплексов в Сибири - раз-два и обчелся. Между тем создавать их надо. Они позволяют гармонично соединять преимущества каждого сибирского региона и тесно привязывают друг к другу субъекты внутри Сибирского федерального округа.
Для текущего контроля за выполнением плановых заданий масштабных советских проектов нередко создавались специальные правительственные комиссии. Главную же контролирующую функцию традиционно выполнял основной руководящий орган страны - ЦК КПСС.
Кстати, сама система планирования не была чем-то железобетонным, не поддающимся изменениям и корректировкам. Так, в конце 70-х годов наверху с подачи специалистов была признана неправильной практика отраслевого принципа управления. Этот подход предполагал, что основной объем капиталовложений в бамовскую социалку осуществляли ведомства и министерства. А они, стремясь к экономии средств на содержание и восстановление рабочей силы, старались переложить побольше затрат на местные советы. Закономерно возникло предложение передать материальные средства для поддержания и развития социальной сферы в ведение советов.
ПЕРВОПРОХОДЕЦ - НАУКА
Все "великие стройки" СССР требовали мощного научного обоснования, включающего геологоразведку, разработку новых технологий, расчет экономических резонов и выгод. Поэтому от рождения идеи до ее воплощения проходило немало времени. Например, Братская ГЭС. Мысль использовать гидроэнергетические ресурсы Ангары возникла в начале прошлого века. Идею стали систематически прорабатывать в Сибирском бюро Госплана СССР с 1925 года. Комплексными исследованиями проблемы занялись с 1930 года, когда было образовано Ангарское бюро ВСНХ (Высший совет народного хозяйства - руководил предприятиями союзного значения). А само строительство Братской ГЭС началось только в 1955 году. Первый ток станция дала через пять лет.
Еще больше времени от идеи до начала ее реализации потребовалось для БАМа (с 1889 до 1974 года). Наверное, это самый большой срок "вызревания" общенациональной программы в нашей истории. И уж точно Байкало-Амурская магистраль не имеет себе равных с точки зрения научного обоснования и масштабов научно-технической поддержки. К работе над бамовским проектом только в Сибирском отделении Академии наук СССР было подключено более 20 институтов. Помимо их разработками занимались Сибирское отделение Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), Академия медицинских наук, проектные институты отраслей, вузы и геологические управления.
Для координации научных усилий в рамках проекта БАМа был образован Научный совет АН СССР, костяк которого составили сибирские и дальневосточные ученые. Чтобы острее чувствовать нужды "великой стройки", члены совета ввели в практику ежегодные выездные сессии и конференции прямо в районах строительства - Тынде, Нерюнгри, Северобайкальске.
Главная задача, которую решали ученые, - разработать научные комплексные основы освоения как самой зоны трассы, так и прилегающих к ней районов. Задача - масштабнейшая. Поэтому и подход к ней был соответствующий. Достаточно сказать, что первый научный доклад совета академии представлял собой увесистый том объемом под тысячу страниц.
Работали на перспективу. Например, ВАСХНИЛ вплотную занимался проблемой выращивания сельхозкультур в зоне трассы. Ученые разработали эффективную в сибирских условиях технологию овощеводства под пленкой. Урожаи помидоров и огурцов в теплицах в 5-8 раз превосходили те, которые давали растения в открытом грунте.
КАДРЫ, НО КАКИЕ
"Великие стройки" СССР требовали огромного количества рабочих рук - квалифицированных специалистов и представителей сотен профессий. Иногда можно слышать, что и БАМ, и нефтепроводы, и гидроэлектростанции построены исключительно заключенными. Что ж, типичный "размышлизм" в духе нынешнего времени, когда, например, под пером некоторых ретивых переписывателей истории Великая Отечественная война, оказывается, была выиграна штрафными батальонами.
Конечно, заключенные могли использоваться на строительных работах, но погоду они там явно не делали. Например, освоение целины потребовало переселения на восток страны массы рабочих и колхозников. В целинные регионы прибыли более 350 тысяч добровольцев.
А вот, например, БАМу потребовалось много больше людей - предполагалось, что их число в зоне трассы достигнет одного миллиона. Костяк должны были составить строители. Ну и, конечно, сотни тысяч приезжих из других регионов. Кстати, на одном из участков трассы было проведено социологическое исследование. Оказалось, что более половины строителей - молодые ребята до 29 лет, в большинстве горожане. Около 80 процентов из них имели среднее образование, многие - специальное среднее и высшее. Не очень-то похож этот усредненный социологический портрет бамовца на типичного заключенного.
Как эти молодые ребята попадали на "великие стройки"? Частично по оргнабору, по комсомольским путевкам, когда каждая республика, край, область и город посылали туда своих представителей. Немало поработали на этих стройках студенческие отряды. Для привлечения и последующего закрепления квалифицированных кадров была разработана система материальных стимулов - повышенная заработная плата, льготы, надбавки к зарплате, премии. Осуществлялось масштабное строительство жилья и объектов соцкультбыта.
И эти меры оказались действенными. Немало людей приезжало на БАМ за "длинным рублем", чтобы заработать и вернуться домой с хорошими деньгами. Кстати, сегодня вся Россия превратилась в своеобразный БАМ для сотен тысяч мигрантов, которые правдами и неправдами стремятся попасть сюда на заработки.
Был в те времена и еще один сильнейший стимул, который заставлял миллионы добровольцев покидать уютные, обжитые города и поселки и ехать в Сибирь, на Дальний Восток. Энтузиазмом была в хорошем смысле слова заражена практически вся советская молодежь, мечтавшая об испытаниях и трудностях, которых в избытке хватало на сибирской земле.
Со времени "великих строек" прошло немало лет. Многое изменилось. Уверен, мы станем свидетелями "великих строек" России. И вот тогда нам может пригодиться предшествующий опыт. Хотя бы для того, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли. А в идеале взять на вооружение все лучшее и эффективное, что страна наработала при освоении целины, на строительстве БАМа, прокладке трубопроводов и на других стройплощадках.
Сам я вижу несколько уроков из прошлого, которые надо обязательно усвоить.
При осуществлении любой конкретной программы нельзя упускать из виду ее стратегический аспект. Скажем, прокладка нефтепровода нужна не только для того, чтобы увеличить поставки сырья, но, в первую очередь, для полноценного хозяйственного освоения регионов его пролегания, решения демографических, экологических и других проблем.
Разработка и осуществление масштабных проектов должны проходить на долговременной и комплексной основе. Задачи чисто экономические не должны превалировать над социальными. Принцип "Вот достроим, тогда и заживем" совершенно непригоден сегодня.
Времена "комсомольцев-добровольцев" канули в Лету. Чтобы привлечь рабочие кадры, надо материально заинтересовать их. Это, например, ордер на благоустроенную квартиру в европейской части России после подписания пятилетнего контракта; зарплата, в разы превосходящая среднероссийскую, премии, надбавки, льготы и т.п.
Любой проект требует детального научного обоснования и мощной научно-технической поддержки. Наука, как теоретическая, так и прикладная, работает на проект, а тот, в свою очередь, дает импульсы развитию научных исследований и совершенствованию технологий.
Необходима жесткая и централизованная модель планирования, управления и распределения средств, которая позволяла бы концентрировать на выбранных направлениях финансовые, материальные и людские ресурсы.
И, наконец, нужны структуры, укомплектованные квалифицированными специалистами, за каждой из которых была бы четко закреплена одна конкретная функция (планирование, управление, контроль), как это было в случае с Госпланом или Совмином СССР.
Хотелось бы, чтобы мое выступление положило начало заинтересованному разговору о пути развития экономики России в наступившем веке. Очевидно, что мы прекратили отступать; у нас появились возможности и силы для эпохальных свершений. И от того, что мы решим сегодня, будет зависеть, как мы заживем завтра.