Москва пристально следит за перемещением натовской инфраструктуры на восток. Реакция
Москва пристально следит за перемещением натовской инфраструктуры на восток. Реакция вице-премьера - министра обороны России Сергея Иванова на новые договоренности Вашингтона и Бухареста была весьма сдержанной, хотя в ней угадывались нотки раздражения. "Пока мы не знаем численный состав этих баз и планы их применения, - заявил он. - В зависимости от этого будут сделаны выводы о нашей возможной реакции".
Уже известно, что одна из баз обоснуется в морском порту Констанца, три другие - на юго-востоке страны. Помимо политической выгоды (Румыния приобретает гораздо больший вес в НАТО), Бухарест имеет и чисто экономический интерес. Предоставляя свою территорию самой богатой стране Североатлантического альянса, он может рассчитывать на серьезные инвестиции, особенно в тех районах, где встанут на постой американские солдаты.
Кстати, некоторый опыт военного сотрудничества у двух стран уже есть. Еще в 2001 году, когда Румыния только сделала заявку на вступление в НАТО, аэродром недалеко от Констанцы использовался как перевалочная база для переброски в Афганистан американских солдат и военных грузов. Весной 2003 года, когда Турция отказалась предоставить свою территорию для подготовки вторжения в Ирак, на той же авиабазе располагалось более трех тысяч морских пехотинцев.
Появление новых американских баз на Черном море - это часть новой стратегии США по размещению своих войск в Европе. Еще в декабре 2003 года группа высокопоставленных американских дипломатов посетила ряд европейских столиц, чтобы проинформировать об изменении планов американского военного командования в Европе. Предполагается, что в ближайшее время оно существенно сократит свой контингент в Германии, передислоцировав часть сил на восток. Второй страной на юго-востоке Европы, где появятся американские солдаты, станет Болгария. Ее парламент дал на это "добро" еще в 2003 году. В начале нынешнего года командующий войсками США и НАТО в Европе генерал Джонс лично объездил ряд болгарских военных объектов, остановив свой выбор на четырех-пяти. Численность постоянного состава этих баз будет небольшой, но при необходимости они способны принять по нескольку тысяч солдат. По словам представителей НАТО, все эти базы предполагается использовать как плацдарм для будущих операций на Ближнем Востоке.
Сложнее ситуация с Польшей. В конце ноября появилась информация, что США почти закончили с ней переговоры о размещении там баз своей национальной противоракетной обороны. Заверения американской стороны, что эти элементы ПРО не направлены против России и предназначены исключительно для защиты Европы от возможной ракетной атаки со стороны некоторых стран-"изгоев", выглядят не очень убедительно.
Начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий БАЛУЕВСКИЙ:
- Это право любого суверенного государства - вступать в военные союзы и размещать на своей территории иностранные базы. Но одновременно и нести ответственность за такие шаги перед своими народами. То же самое могу сказать о планах строительства элементов противоракетной обороны США на территории некоторых стран Восточной Европы. Им решать, отвечает ли это интересам безопасности своих стран. Впрочем, мое мнение по этому поводу таково: создавать ПРО - это равносильно тому, что закапывать деньги в землю. Эффективность ее при нынешних вооружениях почти нулевая. К слову, Россия обладает уникальными технологиями, которые позволяют создать оружие, способное преодолеть любую систему ПРО.
Другое дело, что такого рода действия не должны повлечь за собой нестабильность по периметру наших границ. А вероятность существует. Открытому диалогу с НАТО порой мешает ее стремление учитывать исключительно собственные интересы, но не взаимные. За примерами далеко ходить не надо. Вступление стран Балтии в Североатлантический альянс отнюдь не способствует укреплению безопасности в регионе. Скажем, договор с Литвой о военном транзите давно устарел, но она не идет на его изменения. Или недавний случай с нашим Су-27, который по ошибке залетел на территорию Литвы и потерпел катастрофу. Сразу же раздались требования полной демилитаризации Калининградской области, на что никогда не пойдем. Другой пример. Страны НАТО не хотят ратифицировать адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе, хотя мы это уже сделали. Есть попытки оторвать от России некоторые страны СНГ, что, разумеется, тоже не в наших интересах. И одновременно намечается сближение НАТО с ЕС для достижения своих военно-политических целей.
Словом, холодок во взаимоотношениях есть. Скажем, несколько расходятся наши позиции по вопросам нераспространения ядерного оружия. В ход порой идут двойные стандарты. США, например, требуют полной прозрачности ядерных программ таких стран, как КНДР и Иран, и закрывают глаза на то, что Израиль уже давно имеет внушительный арсенал ядерного оружия. То же касается контроля за нераспространением ядерных технологий. В этих вопросах мы для них нежелательный конкурент. В то же время американцы передают такие технологии своим партнерам, тому же Израилю. Не устраивает нас и открытая поддержка "оранжевых" и других революций. Народы должны сами решать, как им жить.
Все это, однако, отнюдь не означает прямой конфронтации. Сегодня мы не видим вероятного противника в лице конкретного государства, как было в годы "холодной войны". И не готовимся к глобальным ядерным конфликтам либо к крупным наземным войнам. Только - к локальным конфликтам и защите своей территории. А сотрудничество между военными ведомствами России и США, НАТО в целом мы рассматриваем как важную составную часть нашей внешней политики.
И такое сотрудничество, должен сказать, успешно развивается. Мы постепенно приходим к прагматичному пониманию взаимных интересов. Они - в укреплении взаимного доверия при сокращении стратегических наступательных вооружений, противодействии распространению переносных ЗРК, обеспечении безопасности ядерных объектов плюс взаимодействии по ликвидации последствий гуманитарных катастроф. Вот масштабы нашего сотрудничества. До 2001 года оно в основном сводилось к семинарским дискуссиям. После 11 сентября оно стало наполняться конкретным содержанием. Хотя, не скрою, налет импульсивности есть. Обострилась проблема борьбы с терроризмом - взлет деловой активности, напряжение спало - о ней перестают говорить. А так быть не должно.
Сегодня для НАТО сотрудничество с Россией не менее важно, чем для России - с ней. Ибо значительно расширились возможности обеих сторон по борьбе с экстремизмом, распространением ядерного оружия и другим глобальным угрозам. А кроме того, ни у одной страны НАТО нет такого опыта борьбы с терроризмом, как у нас. И они это признают. Именно Россия подготовила и передала в НАТО проект борьбы с терроризмом, и его там приняли почти без изменений. Так что скрытое противостояние во всех этих областях считаю остатком старого мышления. Тем более что за последние годы накоплен определенный опыт. Это и обмен оперативной информацией, и подготовка кадров, и проведение совместных учений, и участие наших кораблей в операции НАТО "Активные усилия" в Средиземном море по пресечению перевозок оружия морским путем. В следующем году два наших корабля Черноморского флота выйдут в рамках этой операции на боевое дежурство. К слову, прямая линия связи между Неаполем, где находится штаб НАТО, и Севастополем уже установлена. Всего на следующий год в рамках партнерства Россия - НАТО запланировано 46 мероприятий.
Кроме того, в следующем году Россия будет председательствовать в большой "восьмерке", где тоже будет поднимать проблемы коллективной безопасности, и прежде всего борьбы с экстремизмом во всех его проявлениях. Существует около 90 национальных проектов в этой области, и их надо сводить воедино. А это сложно из-за несовпадения законодательств наших стран. Тем не менее Россия намерена максимально использовать свое председательство для расширения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. К июню, когда состоится саммит в Санкт-Петербурге, Генштаб представит комплексную программу ее организации на основе проектов, представленных государствами "восьмерки".