Сам демократ определил свою кампанию как «мост для нового поколения»
Президентские выборы прошли в США еще 3 ноября, а президент официально не объявлен, хотя многие уже поспешили поздравить с победой 78-летнего Джо Байдена. С высокой долей вероятности он и воссядет в Овальном кабинете, но среди поздравляющих нового президента нет Трампа. Неуемный Дональд не согласен с процедурой подсчета голосов и намерен ее оспорить в судах. Что это — жест отчаяния или реальный шанс удержаться в президентском кресле?
Даже если эти трепыхания не вернут Трампу победы, сам процесс в суде бросит тень сомнения на победу демократов, что станет мощным рычагом давления на них в Конгрессе и настроит электорат республиканцев на перехват Белого дома в 2024 году.
Одно из немногих СМИ, цепляющихся за объективность, — RealClearPolitics после анализа итогов вычел из достижений Джо Байдена 20 голосов выборщиков Пенсильвании. Это не позволяет пока провозгласить его президентом США, как это делают все поспешившие поздравить Джо, среди которых и лидеры стран НАТО. У Байдена есть 259 голосов — 11 не хватает до победы. У Дональда Трампа — лишь 214, но его команда подала в суд на нарушения в выборах, и у него сохраняется шанс вернуться в гонку. Майк Помпео уже одернул союзничков.
В странах Европы никто особо не верит в попытки переиграть итоги, но они пытаются выстроить отношения и с будущим, и с проигравшим президентами. Берлинская Der Tagesspiegel осуждает Трампа за одно желание пойти в суд: «Речь идет о двойной стратегии, совмещающей в себе юридические претензии и массовую пропаганду. У команды Трампа недостаточно доказательств неправильного подсчета голосов. На основе нескольких случаев она хочет создать впечатление, что речь идет о массовом явлении».
Запад, похоже, больше волнует тот факт, что Путин и Си не спешат с поздравлениями Байдену. Ведь остальные-то уже прогнулись и обозначили свою лояльность новому «лидеру мира», а две не последние на планете державы помалкивают. Зато Киев не только заранее поздравил старика Байдена, но и закрыл уголовное производство в отношении его сына Хантера, которое было возбуждено бывшим генпрокурором Шокиным. Громкое дело по ст. 344 УКУ о «вмешательстве в деятельность государственного деятеля» начали по решению суда, а теперь тихо и бесславно закрыли, чтобы не расстраивать родственников фигуранта.
Исход выборов не до конца ясен, но уже можно задаться вопросом, что будут делать демократы, получив кресло президента. Байден хотя и вызывал сомневающихся в его силах на соревнование в отжиманиях от пола, все же отдает себе отчет, что для хлопотной работы президента 78 лет — это много. Можно спорить, дотянет ли он на посту до конца срока, но претендовать на переизбрание в 82 года он уж точно не станет.
Сам Байден определил свою кампанию как «мост для нового поколения». В этом контексте фигура вице-президента Камалы Харрис становится ключевой для прогнозов о будущих отношениях с Россией на четырехлетний срок. В случае досрочного сложения первым лицом полномочий по болезни или из-за отставки вся полнота верховной и военной власти перейдет к либеральной дебютантке.
Дочь выходца с Ямайки и уроженки Индии становится первой в истории США женщиной на посту вице-президента. Байден обещает наделить Харрис той же властью, которой сам пользовался в качестве зама Барака Обамы — назначить ее «последним решающим голосом перед принятием важных решений». Джо выбрал Камалу, потому что, по его словам, она «умна, как дьявол, и действительно принципиальна». Во внешней политике она ратовала, как все, «за давление на Россию», занимая к тому же явную произраильскую позицию, что настораживает арабов и мусульманский мир.
Многое во внешней политике Вашингтона будет зависеть и от выбора личности госсекретаря. Часто всплывает имя бывшего постпреда США при ООН ястреба Сьюзан Райс, которая назвала Россию «главным противником Америки». Но ее могут бортануть республиканцы в сенате. Есть у Байдена и другой козырь в рукаве: Энтони Блинкен, который с 2009-го по 2013-й был при нем советником вице-президента по нацбезопасности. Сильным профессионалом в госдепе мог бы стать бывший заместитель госсекретаря, а ныне глава Фонда Карнеги Уильям Бернс, работавший в 2005-2008 годах послом США в Москве. Подходы Бернса по крайней мере определяются приоритетами глобальной повестки и диктуются прагматизмом.
Немецкая Suddeutsche Zeitung исходит из того, что при Байдене все, вероятно, изменится. Вице-президентом он приезжал в Москву в 2011 году, когда Путин занимал пост премьер-министра. Джо Байден рассказал в интервью, что в Кремле Путин оказался рядом с ним и он сказал: «Я смотрю вам в глаза, и мне не кажется, что у вас есть душа». Путин улыбнулся и ответил: «Мы понимаем друг друга». Каким будет их новый диалог и будет ли он вообще?
С приходом Байдена, по прогнозам, вырастет риск введения новых санкций, но отношения с Москвой станут более предсказуемыми. От президента-демократа ожидают, что усилится правозащитная риторика. Зато как сторонник разоружения он может сохранить ДСНВ. The National Interest настаивает, что поддержание отношений с Россией должно стать приоритетом следующего президента США.
Джо Байден мог бы отдать окончательное решение по «Северному потоку — 2» на усмотрение евросоюзников. Но пока палата представителей и сенат США договорились о включении санкций против газопровода в оборонный бюджет с 2021 года, сообщил Bloomberg. Если до конца года утвердят закон «О национальной обороне», то под ударом окажутся страховые и сертификационные компании, помогающие завершить «Северный поток — 2».
Рупор демократов Си-эн-эн авторитетно утверждает, что Джо Байден будет действовать безопасно для мира: «дружелюбнее Трампа относиться к американским союзникам, жестче действовать в отношении диктаторов, что в целом будет лучше для всей планеты». Что касается НАТО, то Байден попытается восстановить доверие, пообещав «вселить страх в Кремль». Однако ситуация во внешней политике, признает даже Си-эн-эн, сегодня куда сложнее, чем в его бытность вице-президентом.