Результаты обнадеживающие, они говорят о главном: город продолжает развиваться даже в условиях обостряющегося экономического кризиса. «Экономика столицы адаптировалась к новой реальности, — сообщил депутатам Сергей Собянин. — Наш город больше не зависит от природной ренты, а живет и развивается на свои. Доля «нефтегазовых» доходов в московском бюджете сократилась с 18 до 4%. В большей степени, чем когда-либо, бюджет Москвы наполняют налоги, поступающие от работающих в городе людей, городского бизнеса и городских активов. Мы нигде не провалились, не остановили ни одной программы, а наоборот, запустили ряд новых проектов».
Пожалуй, самые заметные изменения коснулись сферы столичного транспорта. В сентябре на Малом кольце Московской железной дороги открылось пассажирское движение. Теперь здесь проходит наземная линия московского метро (МЦК), где курсируют скоростные электрички — «Ласточки». Пересесть на них можно со многих станций метро. В короткий срок на кольцевой железнодорожной линии построено 28 станций и пересадочных узлов, еще три появятся в ближайшее время.
Активно расширяется подземка. Три новые станции были сданы в сентябре на Люблинско-Дмитровской линии. На очереди — открытие новых станций Солнцевской линии от «Парка Победы» до «Раменок». Скоро будет запущен первый участок Третьего пересадочного контура от «Делового центра» до «Петровского парка».
Строительство Большой кольцевой линии метро (ее длина — 60 км), по словам мэра, — крупнейший инфраструктурный проект. От него зависит дальнейшее развитие столицы. «Благодаря Большому кольцу не только улучшатся связи в средней части города, но и будет создан задел для строительства новых радиусов метро — как минимум на ближайшие десятки лет», — отметил Собянин.
Еще одним важнейшим событием уходящего года, по словам столичного мэра, стало внедрение новой модели работы наземного пассажирского транспорта. Так, маршрутки город заменил на 2 тысячи автобусов коммерческих перевозчиков. Теперь льготники могут ездить на коммерческом транспорте бесплатно, а качество самих автобусов заметно улучшилось. «По своим качественным характеристикам парк наземного общественного транспорта Москвы сегодня — один из самых новых, экологически чистых и комфортных среди мегаполисов мира», — подчеркнул Сергей Собянин. Обновление же городского транспорта стало возможным во многом за счет частных инвестиций — на эти цели бизнес внес около 10 млрд рублей.
Общий объем инвестиций в экономику Москвы за прошлый год составил 1,6 трлн рублей. Что примечательно: по сравнению с докризисным 2010 годом сумма значительно выше. По словам мэра, экономика столицы продолжает уверенно набирать обороты. В зоне роста находятся показатели промышленного производства, потребления электроэнергии и другие ключевые индикаторы деловой активности. Ощутимо снизились темпы инфляции.
Восстановление экономического роста и стабильность бюджета, особо отметил мэр, позволяют властям полностью выполнять социальные обязательства перед москвичами. Город нашел дополнительные ресурсы, чтобы увеличить льготы и пособия отдельным категориям нуждающихся граждан.
Так, на 20% был повышен городской стандарт доходов неработающих пенсионеров. Москва стала единственным регионом страны, где вернули инвалидам льготы по оплате коммунальных услуг независимо от объема потребляемых ресурсов. Сергей Собянин добавил: в столице сформирована справедливая система оплаты взносов на капитальный ремонт. Льготы здесь получили более 4 млн человек — каждый третий житель города.
Несмотря на устойчивость столичной экономики и позитивные результаты практически во всех сферах, бюджет города на ближайшие три года должен быть готов и к негативным сценариям, считает мэр. По его словам, возможные риски экономических проблем уже включены в проект финансового документа. Но будущий бюджет при этом «обеспечивает безусловное выполнение всех социальных обязательств перед москвичами». Так, с учетом фонда ОМС социальные расходы в 2017 году по планам составят свыше 1,2 трлн рублей — значительно больше половины бюджетных расходов.
Неизменными остаются инвестиционные приоритеты бюджета — развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, строительство школ, детских садов, поликлиник и других социальных объектов. Главной страховкой от неблагоприятного развития ситуации по-прежнему будет экономия на размещении госзаказа. «Она составляет порядка 30% от общей суммы расходов, планируемых на государственные закупки. К заимствованиям правительство Москвы не прибегало с 2011 года. Так же осторожно будем подходить к этому вопросу и в будущем», — заверил депутатов столичный мэр.