Главная Культура 16:49 13 Ноября 2015 1588
Принц и драконы

«Электротеатр» проверил на стойкость себя и публику

Сергей Бирюков

Борис Юхананов – режиссер с космическим замахом, и мы на днях получили новое тому доказательство. В супертехнологично реконструированном им «Электротеатре Станиславский» вслед за циклопической гексалогией современных опер «Сверлийцы» поставлен (точнее, перенесен в новой редактуре из Школы драматического искусства) один, зато какой спектакль: «Стойкий принцип» по мотивам Кальдерона и Пушкина, который длится без малого десять часов, с двух пополудни почти до полуночи. Воистину песнь о стойкости для стойких.

Даже если бы это не был Юхананов, пьесу Кальдерона «Стойкий принц» надо было поставить сегодня. История из XV века – португальский принц Фернандо, плененный мавританским королем, отвергает сделку, по которой его должны были освободить, отдав маврам католический город Сеуту, потому что не считает свою персону равноценной христианской твердыне – звучит очень современно. Тут и тема чувства долга, и война Запада с Востоком, и драма диссидентства, которое сознательно выбирает для себя Фернандо (вам это не напоминает судьбу некоторых сегодняшних активистов, а также акционистов вроде Петра Павленского?)...

Но уж Юхананов с его буйной постмодернистской фантазией наделил классический сюжет таким шлейфом ассоциаций, что хватило бы на десять спектаклей.

Начать с самого названия: по-испански «принц» -- el principe, и постановщик ухватился за это родство-созвучие слов, сделав главным не только принца, но саму идею принципа. Все в этой пьесе стоят на своем до конца: мавританский король – на принципе сделки, без которой свободы пленнику не видать; мавританский же полководец Мулей – на долге чести за сохраненную жизнь и свободу, из-за которого верно исполняет волю португальского пленника, т.е.формально – врага, а на самом деле – друга.

Далее, режиссер постоянно расширяет историческое поле сюжета, перебрасывая ассоциации в более близкие нам времена – в эпоху Пушкина, Ленина, Гитлера… Не всегда его логику легко уловить – каюсь, например, не понял, что означает пафосное шествие под красными знаменами и цитирование антифашистской «Песни рабочего фронта» Эйслера-Брехта, а сразу затем – ариэток Вертинского, и все это при дворе мавританского монарха как раз в момент, когда тот решает посадить строптивого пленника на особо строгий режим.

Впрочем, Юхананов ведь горазд на смешение стилей и жанров, в его постановке можно найти все от фарса до мистерии. Юмор спасает очень многие сюжетные и режиссерские ходы, без него рисковавшие бы показаться банальными или провисшими. Чего стоит один только уморительный эпизод, когда сперва принц тайком разговаривает с другом Мулеем, а потом с тем же Мулеем желает пошептаться мавританский король. Юхананов, не мудрствуя лукаво, усаживает их всех рядком на корточки, как каких-нибудь современных гастарбайтеров, собравшихся посмолить во дворе продуктового магазина, и король даже прикуривает у пленника, хотя по пьесе и по логике реплик никак не может его ни видеть ни слышать.

И уж совсем разгулялось воображение Юхананова во второй части спектакля, представляющей собой как бы сны на темы трехактной пьесы Кальдерона. Точнее, первые два действия вечернего спектакля – это парафраз на первые два действия дневного представления. Еще точнее – на две конкретные сцены. В первом действии это объяснение Мулея с мавританской принцессой Феникс, которую он любит, а ее, бедную, отдают за нелюбимого соседнего царька. Во втором – сцена явления Фернандо странствующей Феникс: звучит предсказание, что она тоже станет пленницей, только уже у португальцев, и будет предложена за него в выкуп, но он к тому моменту выйдет из-под торга, так как покинет земной мир. И эти формульные ситуации пародийно повторяются между современными персонажами – советским генералом и его возлюбленными, байкером и байкершей, фигуристом и фигуристкой…

Последнее, третье действие вечернего спектакля Юхананов вовсе вывел из-под власти Кальдерона: это «Пир во время чумы» Пушкина, который ведь тоже об отчаянной стойкости человека, только уже не перед другим человеком-врагом, а перед самой смертью.

Повторю, далеко не всегда логике режиссерских ходов легко найти объяснение. И даже пресловутый юханановский юмор мог бы не спасти десятичасовое действо от превращения в нечто монструозное и бессмысленное – если бы не изумительное качество исполнения всего того, что задумано постановщиком. От богатой и одновременно строгой видеопроекции Степана Лукьянова (булькающее синее море, тени пролетающих истребителей, лики великих мертвецов, чьи деяния сделали этот мир таким, каков он есть) до ироничной хореографии Андрея Кузнецова-Вечеслова, все время съезжающей на лезгинку; от тончайшей партитуры композитора Дмитрия Курляндского протягивающей нити от древних католических гимнов к православному «Со святыми упокой» и разгулу популярной музыки ХХ века, до харизматичного в своей документальности диджейского соло знаменитого радиоведущего Федора Софронова.

А главное – ничего бы не было без потрясающего мастерства актеров. Таких, как Игорь Яцко, в роли Фернандо концентрирующий вокруг себя ансамбль (он ведь и сам сильный режиссер). Как юркий Павел Кравец (Мулей), как Алла Казакова – воплощение стиля ар-деко (принцесса Феникс). Как великолепно владеющие классическим вокалом (наряду с полным арсеналом экстремальных актерских средств) Софья Ефимова и Светлана Найденова, способные в рамках одной фразы переходить от ангельского пения к балаганному крику и драконьему реву.

Ассоциация с драконами, которые окружают нас все плотнее и проникают внутрь нас, тут тоже возникает весьма кстати. Ведь в нашей теперешней жизни она опять набирает актуальность. Принц выстоял в борьбе со злом – а мы сможем? Не знаю, правда, имел ли в виду Борис Юхананов именно такой ход мысли, но в конце концов какое это имеет значение? Тут уже спектакль начинает работать помимо воли создателя, а это – признак талантливой работы.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7174
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?