Слухи о готовящихся терактах в последние дни достигли небывалой плотности в соцсетях. И это порождает в душе нешуточную тревогу
И вот в моей ленте новостей в известной социальной сети появляется десятое по счету сообщение, начинающееся со слов: «Просим всем знакомым передать предостережение об опасности... засланы 18 террористов-смертников... возможен теракт в крупных торговых центрах...» И я, взрослый, разумный человек, вдруг ловлю себя на мысли, что начинаю в голове судорожно менять планы на выходные: отменить семейный выход... Да и в гости на метро ехать не стоит...
Слухи о готовящихся терактах в последние дни достигли небывалой плотности в соцсетях. Помимо тревожных предупреждений кочуют какие-то невероятные истории об эсэмэсках, рассылаемых сотрудниками полиции, доподлинные сведения о введении режима ЧС в столице и окрестностях... Сообщения ни на чем не основаны, но тревога в душе существует нешуточная. Взрыва нет, а раненых (с точки зрения психики) вокруг — выше крыши. На это и рассчитан замысел тех, кто разносит слухи?
Высокие чины из органов правопорядка, как умеют, успокаивают народ. Разъясняют, что нашли тех, кто рассылал фальшивки и сеял панику насчет терактов. Но попробуйте загнать этого джинна обратно в бутылку. Мы живем в перенасыщенном информпространстве, где любая новость или фальшивка распространяется с космической скоростью. Виртуальные нити, связывающие людей, в обычное время несут массу удобств в работе и личной жизни, но при обострениях они легко оборачиваются оружием массового поражения.
Необязательно оставлять бомбу в метро или на вокзале — достаточно запустить информационную бомбу в интернет. Затрат меньше, а эффект велик. И это означает одно: всем нам надо заново учиться тому, чем мы владели в доинтернетовские времена: критично относиться к любой информации и тщательно проверять ее источники. Вроде бы и не так сложно, но, увы, навыки-то утеряны...
Марат Мусин, эксперт по информационным кампаниям, доктор экономических наук
— Не так важно, какой мощности взрывное устройство, — важнее, насколько СМИ и социальные сети растиражируют новость о теракте. Ведь именно эту задачу всегда ставят перед собой террористы всех мастей: запугать обывателя, подавить его волю. Сейчас, когда внутри страны спецслужбы роют землю по радикальным экстремистским группировкам, особенно ваххабитского толка, акцент у радикалов смещается в сторону проведения информационных атак по всем каналам воздействия. В этом случае срабатывает стадный инстинкт, когда люди начинают тиражировать тревожную информацию. Это классика информационных войн, никаких Америк тут никто не открыл. Но для наших граждан такая ситуация во многом новая. К сожалению, на этом поле пока нет внятных правил, стандартов и прописанных процедур, что делать во время информационных атак. Придется учиться, чтобы не подыгрывать организаторам «информационных терактов».