Многолетняя традиция вручения в конце года премии за лучшую реставрацию памятника архитектуры Москвы для корреспондента «Труда» в этом году предстала в совсем новом свете. Вместо помпезной церемонии — а точнее, в качестве преамбулы к ней — впервые довелось принять участие в квесте, устроенном Мосгорнаследием для столичной молодежи.
Многим, не только москвичам, знакома высокая колокольня, что расположена напротив Кремля, на другом берегу Москвы-реки. Та набережная называется Софийской — по имени церкви, к которой относится колокольня. Впрочем, о церкви слыхало уже гораздо меньше людей — мало того, что она спрятана за колокольней в глубоком дворе, так ее, можно сказать, до последнего времени и не было — от закрытого в 1930-е годы храма оставался обрубок, переделанный под коммунальные квартиры, а позднее отданный под лабораторию института стали и сплавов. Лишь в XXI веке здание вернули православной церкви, восстановили пятиглавие, отреставрировали. Теперь это — один из сотен объектов, состоящих в охранном списке Мосгорнаследия. Офис которого, кстати, совсем рядом, на Пятницкой. Может, поэтому двор церкви выбрали местом старта квеста московской молодежи, посвященного памятникам архитектуры Замоскворечья. Во всяком случае, специалистам Мосгорнаследия добраться до храма было гораздо легче, чем остальным москвичам: Софийская набережная — что тот локоть, близко к Кремлю, а добираться неудобно. От любой станции метро — минут пятнадцать лабиринтом улиц и переулков, мостов и мостиков. Можно сказать, это стало первым, точнее нулевым заданием квеста.
Но вот мы все во дворе храма. Журналиста «Труда» приписывают к восьмой группе — кажется, этих групп всего восемь и есть. И в группе, если считать со мной, восемь человек — семеро учащихся архитектурного колледжа, студентов московских вузов... Через мобильный интернет ловим первый вопрос: сколько глав (в задании сказано — «башенок») у церкви? Ну, это очевидно: пять. Ответив, получаем следующее задание: выйти на набережную и пойти от Кремля к ближайшей «конструкции, соединяющей берега». Как прозаично авторы квеста определили Москворецкий мост! Оттуда нам предстоит разглядеть сооружение, с помощью которого встарь оповещали о пожарах, нашествиях и прочих неприятностях. Понятно: надо высматривать колокольню. Если честно, их тут множество, во главе с Иваном Великим в Кремле. Ну, ясно, такого пафоса наш квест не подразумевает, поэтому решаем идти в противоположную сторону, где виднеется зеленая барочная колокольня на Пятницкой — как позднее узнают наши ребята, относящаяся к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под бором. Добежали. В храме надо определить самую старую икону. Это оказалось не очень сложно — храм тоже лишь недавно возрожден, и икон в нем совсем немного. На всякий случай все же спрашиваем церковную служащую — и получаем точное указание: икона Казанской Божьей Матери на южной стене. Теперь нам надо выйти на «будничную улицу» и найти дом с номером, соответствующим количеству апостолов, считая и святого Матфея, заменившего предателя Иуду. Будничная... это же Пятницкая! И номер 12 плюс 1 = 13. Добежав, видим старинную усадьбу, в которой, как читаем в комментариях нашего квеста, при реставрации нашли ценный клад...
Наша восьмая группа не выиграла приз, но и присутствие духа не потеряла. Фото автора
Теперь надо дойти до ампирного особняка, в котором присутствует что-то лишнее. Красивый дом с колоннами и лепниной. В правом от нас крыле два окна, в левом — три! Оказывается, лишнюю вертикаль окон добавили в начале ХХ века, когда строили соседний доходный дом: противопожарные правила требовали, чтобы между домами был либо очень большой зазор, либо никакого. Выбрали вариант «никакого» и застроили образовавшуюся щель.
Следующая загадка: найти дом с крышей, похожей на звездное небо. Несложно: двести метров до ближайшего угла — и за ним открывается огромная барочная церковь священномученика Климента Папы Римского, синие купола которой, по распространенной на Руси традиции, покрыты золочеными звездами. Дальше нам предлагают найти творение архитектора-классициста Осипа Бове на улице, когда-то обозначавшей дорогу в Золотую Орду. Тоже очевидно: речь о Большой Ордынке, а прекрасное классицистское здание бросается в глаза: церковь Всех Скорбящих Радости. В храме надо посмотреть на массивный подсвечник с тремя скульптурными фигурами — апостолом Павлом, святым Александром Невским и... определить, кто третий персонаж. С рукописью под мышкой — явно Павел. Со шлемом — конечно, Александр. А кто с мечом? Тут ребята (16-летние учащиеся колледжа!) вспоминают про апостола Петра, отсекшего мечом ухо одного из тех, кто пришел арестовывать Христа. Ура! Добираемся до последнего напутствия: вернуться на площадь, откуда только что пришли, и это — финиш путешествия.
Мы у метро «Третьяковская», но наша радость слегка омрачена тем, что на площадке уже толпится немало участников опередивших нас. Сотрудница Мосгорнаследия объявляет результаты: победила группа номер один. Первая тройка групп получает приглашения на церемонию награждения лучших столичных реставраторов 3 декабря в Мэрию Москвы. Мы, увы, за бортом...
Правда, чай и кофе из походного самовара достались всем. А это уже немало по нынешнему сырому ноябрю. И все же мне жаль ребяток из моей «восьмой». По-моему, они настроились на победу серьезнее, чем можно было подумать вначале. Ну ладно, таких дорогих подарков, как огромный альбом о великом архитекторе-модернисте Федоре Шехтеле, презентованный группе-лидеру, можно было больше не делать, но пригласить на праздничную церемонию всех участников соревнования, ей-богу, стоило. Может, Мосгорнаследие учтет это пожелание хотя бы на будущий год? В конце концов это ему же на пользу, ведь тем самым оно продвинет в юный народ собственную работу — квест-то проходит по памятникам, отреставрированным тем же самым Мосгорнаследием!
Впрочем, у многих еще есть шанс поймать удачу и в этом году: квесты по памятникам архитектуры буду проходить каждый день по 26 ноября.