Главная Культура 00:16 13 Ноября 2013 1967
Закричать от гнева и уйти в партизаны...

Размышления писателя Валентина Курбатова о современной литературе и жизни

Валентин Курбатов, писатель, член Общественной палаты

Это, наверное, у всех членов жюри любой премии так — управишься с «коротким списком», проведешь церемонию вручения, успокоишься после всех связанных с нею нервов (как в таких случаях без тайных обид и молчаливых укоров?) и опять оглянешься с печалью: сколько осталось там, в «длинном списке», обойденных молчанием сокровищ. И опять увидишь, что по-настоящему в литературе нет победителей, что она живет контекстом и малые правды в ней — всё правды. Вот и у меня так с «Ясной Поляной».

Стало хорошим тоном ругать нынешнюю литературу: бедна, не поспевает за жизнью, а теперь еще и то, что пишется слишком ловко. А я думаю, что сетования происходят оттого, что мы успеваем увидеть лишь часть выходящего по России. А прочли бы весь-то «длинный список» книг хотя бы одного только года и даже одной премии, то увидели бы, что жаловаться грех и портрет времени достаточно полон. А что неприятен, так это уж такое у нас лицо.

Но поглядим портреты поколения. Там у Алексея Андреева в детских домах будут готовить мальчиков для голубых олигархов. Там, как у Романа Сенчина, будут сорокалетние «пропащие люди», секс без разбора, пьянство и безысходность. Там «чморят лохов» и делят госбюджет как общак, там рядовые граждане — «сявки позорные», там жизнь «по понятиям», там можно прочитать, как у Максима Кантора в его «Красном свете» о Солженицыне: «Не выгорело у фраера. Послали топтать зону. А фраер откинулся, огреб бабла и схарчил советскую идеологию». (Компьютер исподчеркивался, не находя в своей памяти этих слов — привыкай, тебе все чаще придется слышать это!)

Там культура вступает с цивилизацией в лесбийские отношения: обе стали гламурны и развратны, тонки, громки и ломки, обе норовят жить на показ, демонстрируя особую «стильность». Можно было бы закричать от гнева, уйти в партизаны, обрадоваться, что такой мощный отряд литераторов видит мир насквозь, не дает ему вывернуться и провести нас, менее зорких. А только однажды вдруг с подозрением обнаруживаешь, что мерзость-то мира для прозаиков уже «товар», что осветись мир и спасись человек, так они, пожалуй, и озлятся. Они подсели на зле, как наркоманы на игле.

И тебе не жалко этих новых, уже потерянных или только теряющихся молодых героев. И не радостно за зорких авторов, умеющих написать эту тоскующую бедность с таким мастерством, потому что они расхищают твою жизнь, и ты выходишь из книги беднее, чем вошел в нее, и порой торопишься мстительно закрыть книгу, не дочитав ее, чтобы уберечь остатки души и веры в человека. Художники стали ироничны и злы, любить человека не модно, да и жизнь тоже. За что ее любить — такую ущербную, мелкую, потребительски жалкую? И нет-нет начинает мерещиться, что вся проза пишется, как фотография «в цифре» — ярко и сиюминутно, без веры в существование завтрашнего дня. Да еще и обрабатывается как в «Фотошопе»: контраст, яркость, обрезка сюжетов...

Когда-то И. С. Аксаков писал А. Ф. Тютчевой: «Мириться с пошлостью и подлостью нельзя, но мир души, почерпаемый из Бога, сам умудряет человека, как воевать ему с мерзостью и пошлостью, прощая людей и не оскорбляя их». А я вон всех уже налево и направо оскорбил, потому что где «мир души, почерпаемой из Бога»? Да и авторы о Боге не забывают, но как-то спрашивают с Него, как с местной власти.

Но Бог милостив. Когда бы во всех сочинениях был только этот поворот мира, осталось бы махнуть рукой и отказаться далее ходить по этим бесплодным полям. Себе дороже. Пусть уж они сами себя читают и меряются глубиной отраженного зла. Но мир-то потому и стоит, что его держит неслышная, не яркая, мало годящаяся в героини святая повседневность, милые «прохожие», которые, может, и книг-то не читают, а просто выполняют повседневную работу жизни и не знают, что их «чморят», считают «сявками» и «совками». Они изрядно потеснены в литературе, но они и есть существо жизни и ей спасение. Но все живы, как ведь жива еще матушка-Россия, хоть по дальним углам и по своей истории.

Сделаем вид, что все знают, кто был в «Ясной Поляне» в коротком списке — о них говорили, писали, баловали. Скажу о своих «не попавших». У меня это был Василий Аксенов (не тот! не тот!) с романом «Оспожинки» — о поездке сына в сибирскую деревню к матери. Все у него тут родное — ворона знакомая умная, кот, как пьяный соседский мужик, «корова засранка — не пойдет, пока не придешь за ней», даже грязь родная — жизнь, Божий мир, наглядеться напоследок. И матушка, матушка, как чудо невозвратной подлинности земного мышления. Где-то сбоку глянет распутинский «Последний срок» — только тут уж прямо последний, когда не до философии и не до будущего своей земли. Уходит жизнь. Тут и вырывается: «Кто же нас завоевал?» И тут бы сорваться героям и сказать: «А мне-то что до будущего, если меня уже не будет». А вот не спрашивается, и я вспоминаю, как сам однажды в минуту последней усталости пожаловался батюшке, что иногда уйти хочется от стыда жизни — был и нету. А он: бессмертие, говорит, не обманешь. Верь в него не верь, а мы бессмертны и от земли не укроешься... Вот и злишься, заводишься, ищешь, как связать родное и наступающее.

И рядом как жалко было оставлять без внимания питерскую писательницу Светлану Мосову с циклом рассказов «34-й сюжет». Какая счастливая проза вроде дружеской беседы, когда трещат умные девицы, ничего не беря всерьез, щеголяя свободой и без драматизма разбегаясь по нелегким судьбам. Только вздохнешь: как полегчала жизнь! Вся нынешняя и вся вечная! Вечность одета с такой повседневной простотой, что износят они ее и не заметят. Кто-то говорил, что у жизни всего 33 сюжета. А 34-й сюжет — это сама жизнь, правда, которая никому не нужна: ни людям (она неприятна), ни искусству (она не художественна). Вот у нее как раз все героини и живут этот «34-й сюжет» — ненужную жизнь, искупаемую в своей некрасивости только свободой и любовью.

Везде нечаянный герой — время: ты его в дверь, оно в окно, пока не догадаешься, что его нет, что всякий час на дворе стоит бессмертие. Вот с ним и живи. И сразу много чего в себе и жизни поправишь. Как герой главной книги яснополянской премии этого года — целитель, юродивый, схимник, святой — Лавр из одноименного романа Евгения Водолазкина.

Тут и видишь, что настоящие книги появляются в нужный час. Словно рождаются, зачатые и выношенные в самую необходимую пору. Хотя в чем бы и современность, коли роман о XV веке. А вот в том как раз, что он о Боге как единственном и непременном условии человеческой жизни, когда о Нем и не говорят, а просто живут в Его постоянном присутствии, не отчуждая его в знание, потому что знание — это остановка и покой, а вера — вечное движение. И тут ты сначала хмыкнешь, когда герои в XV веке споткнутся в лесу о пластиковую бутылку или юноша в леонардовой Флоренции в нечаянном прозрении увидит, как зависает над шпилем Петропавловки вертолет Ми-8, готовясь опустить на свое место отреставрированного ангела. А потом медленно и благодарно войдешь в эту реку, не ведающую берегов, и сам станешь с одинаковой естественностью там и здесь. И догадаешься, что имел в виду отец Павел Флоренский, когда говорил, что «сквозь трещины рассудка видна лазурь вечности». А время? Что время? Разве мудрость и любовь имеют возраст? И поймешь, почему у него часто и естественно «рече Соломон», «рече Давид», «рече Диоген», пока ты не увидишь, что и сам автор «рече», о чем надумал на полях русского слова и русской истории, пока мы вместе с его героями не теряем времени из виду и не становимся из «я» и «ты» — «мы», и со всей отчетливостью понимаем, что смерти и времени нет, что мы сами заточаем себя в темницу времени, которую освобождают святые.

Одна премия. Будний день литературы, и как во всякий живой день все успевает сойтись — суетное и достойное, мелкое и высокое. Так и борется гламурное, ироническое время с умным незаметным бессмертием, а поле битвы — наше сердце. Как раньше, как всегда. Имена

Ежегодная литературная премия «Ясная Поляна» учреждена в 2003 году музеем-усадьбой Льва Толстого. Лауреатами «Ясной Поляны» в 2013 стали:

— в номинации «XXI век» — Евгений Водолазкин, роман «Лавр»;

— в номинации «Детство, отрочество, юность» — Юрий Нечипоренко, повесть «Смеяться и свистеть»;

— в номинации «Современная классика» — Юрий Бондарев, автор романов «Горячий снег» и «Тишина», а также повестей о войне.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9457
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7157
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?