И итальянские законодатели моды уверены, что через десять лет россияне войдут в число самых элегантных наций.
В последнее время в прессе все чаще мелькают сообщения о том, что вслед за Грецией, уже переступившей роковую черту кризиса, к ней стремительно приближается и «ла белла Италия». Но, похоже, пока в этой стране существует индустрия моды, никакой кризис ей всерьез не грозит. В случае чего народ просто переквалифицируется в закройщиков, швей и вышивальщиц. И тогда Италия будет одевать уже не полмира, как сейчас, а весь земной шар.
Вот цифры, приведенные послом Италии в России синьором Антонио Дзанарди Ланди: только за первое полугодие этого года объем экспорта итальянской одежды в нашу страну вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 377 млн евро. По обуви – на 15% (285 млн евро), по сумкам – на 23%. Общий же объем итальянского модного экспорта увеличился на 20%.
Причем это касается не только моды. Выставка «Nation of Fashion» – часть большого проекта «Exhibitaly. Традиции и инновации», инициированного Советом министров Итальянской Республики. Он включает в себя выставки, посвященные энергетике и дизайну, туризму, гастрономии и даже виноделию. Нация, легкомысленной жизнерадостностью которой мы так часто восхищаемся, способна на продуманные маркетинговые ходы, призванные отвести страну от края экономической пропасти.
Наряды от Valentino, Versace и Gucci, золоченые меха Fendi, соблазнительное белье La Perla, обувь Baldinini поражают не вычурностью, а благородной простотой образа – а ведь эти бренды и олицетворяют для нас понятие «итальянская мода». От украшений Damiani, увенчанных наградой Diamonds International Award, этим «ювелирным «Оскаром», и вовсе глаз нельзя было оторвать. Как, кстати, и от туалетов великих кинодив прошлого – Ингрид Бергман и Анны Маньяни, которых для съемок одевал Дом Гаттинони.
Отдельную витрину занимает маленькая, но представительная коллекция очков. Глядя на нее, нельзя было не задать синьору Витторио Топакко, главе Ассоциации производителей оптики Италии, вопрос о том, как правильно выбрать оправу:
– Очки – единственный аксессуар, который мы надеваем на лицо. Общее правило просто: круглое лицо – прямоугольная оправа, продолговатое – закругленная. Но исходить все-таки надо из того, что очки помогают компенсировать дефект зрения и при высокой его степени линзы диктуют форму оправы.
Однако не раскрученные великие бренды оставляют хребет итальянской моды, признался в беседе с журналистом «Труда» генеральный директор Ассоциации Sistema moda Italia синьор Джанфранко ди Натале:
– Из 2000 компаний, входящих в нашу ассоциацию, большинство совсем небольшие. SMI – единственная федерация моды в мире, которая включает в себя полный цикл, от производства сырья до выпуска готовой продукции. Наш вклад в экономику сопоставим с вкладом Франции в их аэрокосмическую отрасль. Французы подают моду как нечто элитарное, итальянцы же сделали ее достоянием широких слоев общества. Генетический код итальянцев позволяет нам одеваться красиво и интересно без огромных затрат. В России тоже постепенно начинают преобладать эстетические критерии, и если раньше россиянки предпочитали люксовые марки, то сейчас соответствие вещи их чувству прекрасного начинает значить для них больше, чем бренд и цена. Модно одетая женщина – это сочетание стиля, достоинства и изящества. Она не должна бросаться в глаза. Не существует учебника, по которому можно научиться подбирать себе одежду, стиль определяется культурой человека, кругом чтения, любовью к путешествиям.
Молодежь живее откликается на модные тенденции, но мы научились делать прекрасными и россиянок среднего возраста. А вот угодить вкусам мужчин старше 45-ти действительно очень сложно. Думаю, что в течение ближайших десяти лет россияне, вместе с японцами и итальянцами, станут самыми элегантными в мире.