Жаркие споры - холодные стены

С наступлением холодов знаменитый дом Константина Мельникова на Арбате оказался в бедственном положении

Из-за имущественного спора наследников государство не может спасать памятник мирового значения, шедевр конструктивизма. Выход только один: наследникам мириться, и очень быстро!

Здание, которое выдающийся зодчий-авангардист построил в 1927-1929 годах для своей семьи, по сей день остается жилым. Этот трехэтажный дом новаторской конструкции — объект советского культурного наследия, то есть памятник истории и культуры, правда, регионального значения. В связи с тяжелым состоянием сохранности в 2006 году он был включен в список памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения, — туда же ранее попал и музей-усадьба «Архангельское» в ближнем Подмосковье. Однако в отличие от многострадального «Архангельского», имеющего статус госмузея федерального уровня, Дом Мельникова по сей день наполовину принадлежит частным владельцам, а потому его обитатели, потомки архитектора, вынуждены сами справляться с трудностями.

В данном случае беда в дом-памятник, и без того находящийся на грани разрушения, пришла с отключением теплоснабжения. Причина точно не установлена: возможно, это связано с разрушением теплотрассы, в свою очередь, вызванным подвижкой грунта в результате сильной вибрации в соседнем квартале, — здесь в августе с помощью тяжелой техники сносили Дом Мельгунова на Арбате, 41. Не будем сейчас обсуждать перипетии московской градостроительной политики и проблемы с охраной памятников. Не станем также разъяснять все детали долгой и неутешительной истории того, как наследники зодчего Мельникова, который умер еще в 1947 году (с тех пор и до своей смерти в 2006-м хозяином дома был его сын, художник Виктор Мельников), пытаются делить дом, превратившийся в лакомый кусок элитной недвижимости. Реальность такова: сейчас в доме живет со своей семьей одна из дочерей художника, Екатерина Викторовна Каринская, — это им приходится в одиночку бороться за тепло с московским комплексом ЖКХ. Так, выяснилось, что трубопровод, подводящий тепло к Дому Мельникова, не значится ни на чьем балансе. А за доставку тепла управляющая компания, обслуживающая соседние дома, требует 100 тысяч рублей в год.

Система отопления в доме — уникальная, задуманная К. С. Мельниковым: тепло идет из подвала по воздуховодам. Сегодня жильцы могут обогревать лишь первый этаж, используя газ и электричество. А ведь правильная температура необходима не только людям: холод и сырость могут разрушить и конструкции здания, и хранящуюся в нем коллекцию мемориальных предметов и произведений искусства, среди которых чертежи, рисунки, картины Константина и Виктора Мельниковых. Поддержание оптимального температурно-влажностного режима — необходимое условие сохранности памятника.

Но почему вышло так, что в поле только один воин? Точнее, одна пенсионерка — внучка зодчего? Доведенная до отчаяния, она отправила телеграмму с просьбой о помощи президенту... Собственно, проблему можно было бы решить, если бы государство взяло дом-уникум под свою опеку. Как сказала «Труду» директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина, государство в лице Минкультуры РФ уже не раз подтверждало готовность открыть финансирование и взять на себя ответственность за судьбу памятника. Но сегодня это невозможно, и даже на отопление музей не имеет права тратить деньги, поскольку дом принадлежит государству только наполовину. На вторую половину другая внучка К. С. Мельникова, Елена Мельникова, сделала дарственную в пользу государства, но право ее собственности более шести лет оспаривает в суде ее родная сестра — та самая Екатерина Каринская. Есть проект мирового соглашения, одобренный Минкультуры и Минэкономразвития, в соответствии с ним спорная половина дома должна стать музеем отца и сына Мельниковых. Лишь Екатерина Викторовна не согласна с документом.

Чем раньше она поймет его разумность, тем выше шансы на спасение дома. Иначе скоро и спасать станет нечего, и выкупать тоже.