Лукашенко пошел в обход

Президент Белоруссии готов переориентировать морские белорусские грузоперевозки из стран Балтии в Ленинградскую область

Александр Лукашенко готов переориентировать морские белорусские грузоперевозки из стран Балтии в Ленинградскую область. Осталось договориться о тарифах.

Это заявление президент Белоруссии сделал на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. Александр Григорьевич постарался уверить, что его инициатива — не плод случайного настроения, она подготовлена заранее, на высшем уровне: «Мы очень серьезно обсуждали эту тему на последней встрече с президентом России Владимиром Путиным, — сообщил Лукашенко. — Мы приняли принципиальное решение по переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений и других грузов, с портов балтийских государств на ваши порты».

Эксперты тут же принялись подсчитывать, что выгадает Россия. Сейчас транзит тонны груза через территорию Латвии, например, дает латышам 19 долларов. А тонн этих у Белоруссии много. Один только «Беларуськалий» отправил на экспорт в прошлом году 7,7 млн тонн удобрений. Если грузы пойдут через порты Ленинградской области, то транзитные суммы перекочуют в наш бюджет.

Однако Александр Лукашенко известен тем, что ничего не делает просто так, без политических и экономических дивидендов. Чем же мотивировалась его инициатива в данном случае?

Эксперты полагают, что изменения политики грузоперевозок связаны с тем, что Россия и Белоруссия теперь внутри одного Таможенного союза и осуществление транзита грузов через свои территории им выгоднее, чем через страны Балтии.

Есть и еще одна причина. Российский пермский «Уралкалий» и «Беларуськалий», вместе обеспечивающие поставку 43% калийных удобрений в мире, в настоящее время находятся в процессе объединения в единую компанию. С учетом этого факта вполне нормально готовить единые транспортные артерии для экспорта удобрений объединенной компании. А при наличии достаточных портовых мощностей в Ленинградской области странно было бы проводить эту артерию через другую страну.

Однако губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко предвосхитил некоторые возможные проблемы и попытался перевести диалог в финансовую плоскость. Подчеркнув, что определяющее значение будут иметь все-таки тарифы на перевозки белорусских грузов: «Мы сегодня готовы через наши портовые сооружения переваливать и технику, и минеральные удобрения, и нефтепродукты, и многое другое. Но должны приложить максимум усилий для того, чтобы были справедливые тарифы».

Белорусский президент в ответ не стал скрывать, что партнеры как раз рассчитывают на хорошие скидки. «Если вы даже где-то пойдете на уступки белорусам, то в объемах вы значительно выиграете, — уверяет Лукашенко. — Потому что это не один десяток миллионов тонн грузов, которые мы переваливаем в портах балтийских государств».

В итоге для России, скорее всего, норма прибыли за транзит грузов будет меньше, а транспортное плечо длиннее, чем через порты Литвы или Латвии. Но чего не сделаешь, если бал правит геополитика.