Персонал снимут со счетов

27 тысяч человек сократит Сбербанк до конца 2009 года — в основном за счет сотрудников предпенсионного возраста и персонала убыточных филиалов. У уволенных клерков есть шанс найти работу в кризис: многие банки продолжают набор персонала

27 тысяч — это больше, чем все запланированные и уже проведенные сокращения на «АвтоВАЗе». Но в масштабах страны цифры не так пугающи, поэтому правительство не направляет миллиарды на спасение Сбербанка.

Увеличили план

В феврале старший вице-президент банка Денис Бугров заявлял, что в этом году количество работников банка уменьшится на 13,5 тысячи человек. Теперь Сбербанк скорректировал план: 27 тысяч до конца года и ещё 30 тысяч человек — до конца 2013 года.

Число сотрудников станет меньше «за счет сокращения вакансий, оптимизации распределения персонала и незамещения естественного выбытия (уход сотрудников на пенсию, увольнение по собственному желанию)», — обтекаемо формулируют в пресс-службе Сбербанка методику сокращений.

«Сокращения, безусловно, оправданны, в перспективе это приведет к увеличению продуктивности сотрудников, — комментирует политику банка аналитик ИФК „Метрополь“ Марк Рубинштейн. — Если смотреть на такой показатель, как операционные доходы на единицу персонала, то в Сбербанке они на 40–45% ниже, чем по сектору».

Такая низкая производительность труда вызвана историческими причинами. Штат Сбербанка больше, чем штат любого другого банка, поскольку его отделения есть в любом уголке страны. В рамках оптимизации банк будет закрывать убыточные отделения, и зеленые вывески с характерным «сберовским» цветком больше не будут встречаться чуть ли не в каждом квартале. «В этом году мы ожидаем, что ещё около 100–150 неприбыльных отделений будет закрыто», — сказал Рубинштейн.

Надбавка за вредность

Потери в живой силе банк намерен компенсировать благодаря повышению производительности труда. Ушедших работников должны заменить новые информационные технологии. «Пятилетний бюджет Сбербанка на IT-технологии сопоставим со стоимостью атомной подводной лодки — порядка 1 миллиарда долларов», — на примерах объясняет Бугров.

Тем, кто продолжит работу в банке, с нового года поднимут зарплату на 15% — до рыночного уровня, сообщил президент банка Герман Греф.

Изменится и сама структура выплат: сейчас заработок клерка на 40% состоит из оклада и на 60% — из премии, скоро эта пропорция изменится до 60 на 40.

Надбавок служащие ждут: в течение года все они зарабатывали меньше, чем в предыдущем. «Вчера был день Сбербанка, нам дали квартальную премию — около 1 тысячи рублей. Приятно, конечно, но в прошлом году давали по 5 тысяч», — рассказывает Ольга, сотрудница одного из отделений банка в Тюмени.

Свободные вакансии

Несмотря на сокращения, которые до сих пор продолжаются в банковской сфере (к примеру, в банках Группы ВТБ), бывшим сотрудникам Сбербанка есть куда пойти работать. Набирают специалистов Альфа-банк и Русь-банк, открыт набор в Райффайзенбанк и Банк Москвы, список можно продолжать.

«У Росбанка хороший опыт работы с бывшими сотрудниками Сбербанка, — признается директор департамента организационного развития и персонала Росбанка Улан Илишкин. — Сбербанк — это сильная школа для любого банкира». Но брать будут с оглядкой, ведь Сбербанк постарается сохранить лучших сотрудников.

Осенью крупные банки стали активнее в подборе персонала самого разного уровня — как сотрудников отделов продаж, так и руководителей допофисов, отмечает ведущий специалист банковского департамента компании Antal Russia Эльвира Чекмарева.

У специалистов, имеющих опыт работы в крупнейшем банке страны, есть как существенные минусы, так и вполне ощутимые плюсы, размышляет начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий.

Во-первых, часть сотрудников Сбербанка выполняют функции, слабо востребованные другими банками. «К примеру, операционисты, принимающие коммунальные платежи и работающие с пенсионерами, — они делают эту работу хорошо, но зачем она другим банкам?» — спрашивает он. Во-вторых, клиентов Сбербанка иногда не устраивает предоставляемый его сотрудниками сервис.

Однако банки примут специалистов по работе с клиентами, прогнозирует Осадчий, поскольку «у них широчайшие связи». «Сбербанк — это кузница кадров: тот, кто прошел прессинг Сбербанка, приживется в любом другом банке», — добавляет он.

Цена вопроса

Источник: данные Сбербанка, собственная информация