СТАРЫЕ БОЛЕЗНИ
Отличие "Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" в том, что он носит обязательный, а не рекомендательный характер, как было раньше. Документ объемный - 111 страниц. Первый вопрос: много ли найдется у нас автомобилистов, которые хотя бы прочтут бумагу? Вряд ли. Поэтому надо распечатать документ, когда он появится, и возить с собой. Другой вариант: если вас остановил инспектор, а вы не знаете почему, то попросите его показать регламент и ткнуть пальцем в пункт, который вы нарушили. Сами понимаете, что разговаривать будет легче. Если он не показал удостоверение, требуйте. И вежливого обращения к себе тоже требуйте. Такие пункты также предусматривает регламент.
Итак, первая болезнь нового регламента: он страшно велик. Но будем надеяться, что в ГИБДД сподобятся выпустить отдельно что-нибудь типа памятки, по которой водитель мог бы сам определить, правильно действует инспектор или нет.
Вторая болезнь: в регламенте есть неясности, из-за которых водителю трудно правильно действовать, когда его остановили. Например, надо ли выходить из машины? Соглашаться ли пересесть в автомобиль ДПС, когда просит инспектор? Можно ли требовать адвоката на дороге или посту ДПС и так далее? Попробуем разобраться.
ОН ВАС ЗАПИСАЛ
Больше всего, пожалуй, наших водителей удивит (кого огорчит, а кого и обрадует) пункт нового Административного регламента, в котором сказано: "Сотрудник при общении с участниками дорожного движения имеет право использовать специальную видео- и звукозаписывающую аппаратуру, заранее предупредив их об этом". Такое право инспектору у нас, кстати, дается впервые. Однако давайте представим себе, что гаишник собирается вас развести на деньги и все тщательно записывает на диктофон или видеокамеру, чтобы потом показать начальству. Смешно, не правда ли?
Вот если бы в это положение включить слова: "Водитель вправе потребовать записать разговор с инспектором на диктофон или видеокамеру", то гаишник бы поостерегся "наезжать" на автомобилиста. Поскольку такое дополнение вряд ли появится, то водителям надо самим вооружиться диктофонами.
ЗАПИШИТЕ И ВЫ ЕГО
Я пару раз пробовал использовать диктофон. Действует магически. Законны ли такие действия? Юристы считают, что да. Но пользоваться диктофоном (видеокамерой, фотоаппаратом) надо умеючи. По крайней мере знать, что записывать и фотографировать. С диктофоном просто. Как только увидели взмах жезла, включайте и обрисуйте обстановку, пока к вам идет инспектор. Наговорите, что вас остановили там-то, в такое-то время, что вы не нарушали ПДД, и так далее. Когда подойдет гаишник, можно, конечно, сказать, что вы включили аппарат. Если дорожный страж велит его выключить, то сошлитесь на указ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31.12.1993 N2334: "Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информированной открытости". Его никто не отменял. Кстати, по нему можно производить съемку и запись не только открыто, но и скрытно. Судьи раньше не признавали такие записи, теперь признают.
ШТРАФ ДЛЯ ИНСПЕКТОРА
В редакцию обратились несколько автомобилистов с одним вопросом: правда ли, что депутаты собираются ввести поправку в КоАП, по которой будут штрафовать инспекторов, которые необоснованно отправляют водителей на медицинское освидетельствование?
Действительно, в Госдуме этот вопрос поднимался, и ряд депутатов выступили с предложением штрафовать инспекторов за неправомерные действия и предложили соответствующие поправки в КоАП. По мнению народных избранников, такого инспектора надо штрафовать первый раз на 500 рублей. Если подобное случится второй раз в течение 6 месяцев, то предлагается взимать от 2 до 5 тысяч рублей. Причину такого предложения объяснил заместитель председателя комитета по безопасности Геннадий Гудков: "Сегодня для гаишника отправить водителя на медицинское освидетельствование проще пареной репы. Зачастую они угрожают этой процедурой с целью вымогательства взятки".
ЧИТАТЕЛИ СПРАШИВАЮТ
Светлана Деменцева, Москва: Говорят, что я имею право на адвоката. А когда его можно потребовать?
Адвокат вам положен с момента, когда инспектор начнет составлять протокол об административном нарушении, если вы его совершили. К сожалению, и в новом Административном регламенте не написано, кто должен вызывать адвоката. Но если вы скажете, что хотите пригласить своего юриста, то наверняка гаишник спасует.
Игорь Веденеев, Краснодар: Я не выхожу из машины, но иногда инспектор требует, чтобы я это сделал. Всегда ли он прав?
В Адмрегламенте на этот счет ничего нового. Сотрудник может попросить водителя выйти из салона по следующим причинам: для устранения неисправности или нарушения правил перевозки грузов; когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; для сверки номеров агрегатов и узлов с записями в регистрационных документах; для проведения досмотра груза; когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений; в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов, либо для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
Если вас приглашают выйти, поинтересуйтесь причиной.
Андрей Митяев, Омск: Я знаю основания, по которым инспектор может остановить машину на дороге. А могу ли я не останавливаться, если ничего не нарушал, о проведении спецоперации не слышал и так далее?
Не советую. Дорожные полицейские имеют право остановить машину, чего бы это им ни стоило. Даже с помощью оружия, такие случаи бывали.