Саратовец Сергей Богомолов побывал уже на одиннадцати высочайших вершинах, включая Джомолунгму. Осталось три.
Несколько лет назад во время подъема на Канченджангу (восьмитысячник в Гималаях) альпинисты заметили перелетную стаю диких гусей. Видимо, они сбились с пути и теперь безуспешно пытались преодолеть гору. Делая большие круги, постепенно наращивали высоту, потом, устав, опускались вниз и вновь начинали кружить. И так раз за разом. Одного гуся из этой стаи Богомолов потом нашел замерзшим - птица лежала среди заснеженных камней.
Через Канченджангу гуси перелететь не могут. На такую высоту крылья не выносят. Ее может осилить только человек, карабкаясь вверх. Но здесь трудно выжить и человеку. За несколько часов легкая простуда переходит в смертельную пневмонию. Но не переводятся смельчаки, которые рвутся туда по доброй воле.
Знакомые советуют Галине, жене Сергея:
- Скажи ему, пусть бросает свой альпинизм...
В 1991 году на Тянь-Шане палатка, в которой спал Сергей, попала под камнепад. Богомолову перебило кость. Он провалялся в госпитале месяц. Его брат, тоже альпинист, звонил Галине и придумывал разные причины, почему Сергей задерживается. Потом Богомолов приехал домой - на костылях.
- Я охнула, а позже выяснила, что все друзья были в курсе, только от меня скрывали, - говорит Галина. - Сын был тогда совсем маленьким, и я сидела с ним, но если бы узнала, что случилось с Сергеем, то обязательно помчалась бы в Ош.
- Камень тот, что вас ранил, сохранили? - спрашиваю.
- Это был кусок льда, и он растаял.
На первый свой восьмитысячник Богомолов поднялся в 1989 году в составе второй советской гималайской экспедиции. Вспоминает, что участников экспедиции отбирали и готовили, как космонавтов. Сейчас многие из той "золотой" команды альпинизмом больше не занимаются, а некоторые погибли. В трагический сезон 1997 года с Гималаев не вернулись несколько российских спортсменов. С вершины Лхотзе Сергей тащил своего друга Владимира Башкирова на себе. Сначала один, потом подоспели другие альпинисты. До лагеря оставалось несколько сотен метров, когда Башкиров перестал дышать... Да и у самого Сергея тогда силы были на исходе. Едва ли другу удалось бы помочь в лагере, но Сергей не может спокойно думать об этом до сих пор.
- Я ведь спускался с вершины, Башкиров должен был подниматься следующим за мной. А когда встретились, он уже только и мог выговорить: "Пить, спать..."
Всего за неделю до этого Башкиров провел на Эверест группу офицеров из Индонезии. Министр обороны этой страны отправил свой спецназ стажироваться в Гималаи. С одной стороны индонезийцы штурмовали высочайшую вершину мира с английскими проводниками, а с другой их вели русские альпинисты. Башкиров со своими подопечными на Эверест поднялся, англичане - нет. И тут же Башкиров, не отдохнув как следует, не восстановив силы, присоединился к экспедиции, которая шла на Лхотзе.
...Альпинизм мирового уровня для многих российских спортсменов закончился, не успев начаться. До самых 80-х годов они были "невыездными", а после распада СССР, по сути, лишились всякой государственной поддержки. Богомолов все свои экспедиции в Непал и Пакистан организовал сам. Эверест вообще покорял с альпинистами из Осетии, которых случайно встретил в Непале. Кстати, получил за это медаль "Во славу Осетии". Правда, находились в родном Саратове организации и состоятельные друзья, готовые поддержать. Немного помогают областные власти. Но средства обычно перечисляют задним числом, после завершения экспедиции, так что Богомолову каждый раз приходится выкручиваться самому. И все эти хлопоты отнимают, пожалуй, не меньше сил, чем сами восхождения.
Обидней всего, говорит альпинист, что уже и у Украины есть собственная программа покорения восьмитысячников, в Казахстане создали молодую сильную команду, не жалеют на нее средств. Именно с этой командой, которую тренирует его приятель, известный тренер Ильинский, Сергей совершил две свои последние по счету экспедиции.
А нынешним летом в Каракоруме Богомолов встретился с южнокорейским горновосходителем, прибывшим штурмовать свой последний восьмитысячник. Тот прилетел на вертолете с целым штатом высокогорных носильщиков-шерпов, вслед за "героем" тащивших в гору баллоны с кислородом.
Особенно подобным туристическо-коммерческим отношением к альпинизму грешат американцы. Сергею, даром что он сам почетный гражданин города Анкориджа на Аляске, активно не нравится их убежденность, что все можно купить за деньги...
Несколько лет назад почетного гражданина Анкориджа Богомолова уволили с химического завода "Нитрон" - по сокращению штатов.
- В конце концов я был даже доволен, почувствовал себя свободным человеком, - говорит Сергей Георгиевич.
Хлеб насущный альпинист России N 1 добывает, работая на маленьком частном предприятии своей жены, которое торгует на рынке. Между поездками на разбитой "Ниве" - то с картошкой, то с помидорами - обдумывает новые экспедиции...
Возвращения путешественника откуда-то с Гималаев или Каракорума дома дожидаются вместе с Галиной Ивановной два сына и симпатяга боксер, который жутко ревнует хозяина ко всем гостям. Боксера зовут Одиссей.