РОК КРАСНОГО ДНЯ

В последние годы ТВ приучило нас к тому, что в праздник, называемый теперь Днем согласия и примирения, на всех без исключения каналах с утра до глубокой ночи крутят старые отечественные фильмы да показывают бездумно-развлекательные, подчас нестерпимо пошлые эстрадные концерты.

Первые, как известно, и в другие дни пользуются успехом у немалой части зрителей, вторые тоже являются привычной принадлежностью не только многочисленных праздников, но и рядовых суббот и воскресений.
Иными словами, этот праздник на телеэкране в отличие, скажем, от Нового года или Дня Победы, был лишен своеобразия, а подчас и сколько-нибудь внятного содержания. Говорю "был" потому, что на сей раз, к счастью, разные телеканалы показали интересные работы, не только внешне, но и по сути связанные с важной и противоречивой датой в жизни страны. Причем, пожалуй, впервые стремились освободиться от односторонней трактовки событий, происшедших в ноябре 1917-го.
В самом деле, вспомните, как нам рассказывали о "революционно-переворотных" днях лет пятнадцать назад. И сравните с тем, что говорилось о них в последнее десятилетие. Одна крайность сменилась другой, причем и первая, и вторая были далеки от истины, которая очень нелегко дается зашоренному историческими мифами или конъюнктурными пристрастиями взгляду.
Будто подтверждением этого стал повтор в минувшую пятницу на канале НТВ снятого три года назад фильма "Красный день календаря", где ироничный Леонид Парфенов скептическими стихотворными комментариями сопровождал восторженный рассказ теледикторов Анны Шатиловой и Игоря Кириллова, много лет ведших репортажи с праздничных парадов и демонстраций на Красной площади.
На том же канале назавтра в серии "Новейшая история" была представлена передача Кирилла Набутова "Временное правительство. Иллюзия власти". Тут, напротив, не было парфеновской двусмысленности. Авторы, раскрыв немало прежде находящихся в тени подробностей того, что происходило в России в 1917-м, смело бросились на поиск прямых аналогий с нынешним днем. Одну из влиятельных в те годы политических партий ведущий без всяких оговорок сравнил с "Яблоком", а популярного оратора и политика - с В.Жириновским.
Достоинством передачи стало то, что в ней мы услышали весьма ценные свидетельства сына А.Керенского, его секретарши, внуков видных политиков той поры - А.Гучкова, М.Терещенко, П.Малянтовича. И хоть авторы, на мой взгляд, слишком уж категорично утверждали, будто "февральская революция была не революцией, а массовым бунтом", а также свысока отнеслись к усилиям Временного правительства удержать власть и сохранить порядок в стране, - передача стала шагом вперед по сравнению с тем, что мы привыкли прежде слышать о событиях тех драматических месяцев.
Более подробно в случившемся попытались разобраться авторы передачи "Кто штурмовал Зимний" (Первый канал). Они легко расправились с немалым числом легенд, установив день за днем, даже час за часом, последовательность исторических событий. Взяв за основу повествования сведения из мемуаров эмигрантов, газет тех дней, архивных документов, журналисты установили, скажем, что был не один, а целых четыре штурма Зимнего.
Еще больше исторических откровений можно найти в двухсерийной документальной ленте "Рок" (ТВЦ, сценарий В.Листова, режиссер А.Плахов), поведавшей о поразительном, поистине роковом совпадении - противостоянии политических и жизненных судеб Ленина и Керенского. Проследив их биографии, начиная с детства, проведенного в Симбирске, близкого знакомства двух семей, обучения на одном и том же, юридическом, факультете университета, авторы показали затем, как шаг за шагом расходились пути политиков.
В ленте очень много подробностей, которые способны заинтересовать не только новичка в этой теме, но и искушенного специалиста. Достоинством ленты стала тональность, в которой ее ведущий - кинорежиссер Андрей Смирнов рассказывает о двух людях. И хоть мы из других передач неплохо осведомлены о политических пристрастиях режиссера, здесь он сохраняет объективность повествования и даже несколько неожиданно приходит к выводу, что "оба наших героя служили российской свободе", хотя и понимали ее по-разному. Однозначному, черно-белому представлению о драматических событиях, послуживших сломом в нашей, да и всей мировой новейшей истории, авторы противопоставили стремление вникнуть в сложное, противоречивое переплетение событий и судеб людей.
По-видимому, рок красного дня календаря, казавшийся прежде неодолимым, начинает постепенно отступать.