ДЕНЬГИ НЕ ЛЮБЯТ ШУМА

Первый заместитель главы Центробанка Олег Вьюгин заявил, что до конца 2003 года чистая утечка частного капитала из страны превысит 13 млрд. долларов. При этом с начала года в Россию было ввезено 4,6 млрд. долларов.

Вместе с тем они считают, что масштабы бегства капитала не позволяют говорить о грядущем кризисе российской экономики.
В интервью британской газете "Financial Times" Олег Вьюгин признал, что прогнозные оценки ЦБ неутешительны и подчеркнул, что этот процесс не связан с делом ЮКОСа, а причиной тому стало ослабление рубля, в результате которого российские финансовые инструменты оказались менее привлекательными для инвесторов.
Напомним, что за весь предыдущий год отток частного капитала из страны составил 8,2 млрд. долларов. С начала 2003 года деньги впервые за многие годы потекли в Россию. За первое полугодие, в основном банками, было ввезено 4,6 млрд. долларов. В третьем квартале года случился новый денежный реверс в объеме 7,7 млрд. долларов. Начавшееся бегство капитала тогда связывали с арестом Платона Лебедева, с чем в Центробанке не желали соглашаться.
Теперь зампред банка неожиданно для многих выдал неутешительный прогноз. Ведь совсем недавно Вьюгин говорил, что в последнем квартале года вывоз и ввоз капитала будут уравновешены. Экономисты по-разному оценивают прогноз ЦБ. Одни называют опасения лишними, считая, что бегство капитала на финише года явление для России совершенно обыденное и нормальное, поскольку частники и банки стараются увести заработанную прибыль подальше от страны. Это же явление частично объясняют снижением доходов от рублевых активов. Другие эксперты причиной бегства денег называют выборы, в канун которых многие частники на всякий случай выводят деньги из страны до тех пор, пока не определятся состав нового правительства и силы, которые будут формировать экономический курс страны.
Кооментируя для "Труда" ситуацию, директор Института народнохозяйственного планирования Виктор Ивантер отметил, что российские финансовые власти проявили себя избыточно публично. "Деньги любят тишину, и поэтому надо оценивать последствия тех или иных заявлений, сделанных по части денежно-кредитной сферы, - сказал он. - Как бы там ни было, власть должна соответственно реагировать на растущий отток капитала из страны. Естественно, в рамках существующего законодательства.