Похвалой усилиям министра обороны прозвучало мнение Путина о том, что "от затянувшихся разговоров о реформе армии мы перешли к плановой, конкретной работе в этой области". Есть повод приосаниться и начальнику Генерального штаба ВС РФ генералу армии Анатолию Квашнину. В свое время он остро конфликтовал с прежним министром обороны маршалом Игорем Сергеевым по поводу рационального распределения скудных финансовых ресурсов, что выделялись на укрепление нашей обороны. Напомню, Сергеев полагал, что все силы надо бросить на поддержание в боеспособном состоянии ракетно-ядерного потенциала страны, прежде всего ракет наземного базирования. То есть в конечном счете - стратегическое сдерживание Соединенных Штатов и НАТО. Квашнин же приоритетом считал подготовку к отражению все более нарастающей угрозы российским интересам с юга, главным образом из районов Центральной Азии и Кавказа. Чья точка зрения победила - известно. Квашнин остался в высшем военном руководстве, а Сергеев -нет. Да и нынешние события в Афганистане подтвердили необходимость наращивания российской группировки сил общего назначения на центральноазиатском направлении. Поэтому вчера с явным удовольствием Квашнин выслушал тезис президента о том, что был правильно определен характер новых угроз национальной безопасности России, "продолжается формирование и укрепление группировки сил общего назначения на основных стратегических направлениях".
Вместе с тем с учетом в целом критического состояния Вооруженных сил генералам наивно было бы ожидать от Верховного только пряников. К числу так и не решенных за год задач Путин отнес отсутствие в 2001 году особого прогресса в качественном повышении боевой и оперативной подготовки войск. Президента не удовлетворяет слишком медленное повышение мобилизационной готовности страны. И это несмотря на то, что за минувшие месяцы здесь сделано больше, чем за предшествующее десятилетие. Взять хотя бы много лет не проводившиеся сборы запасников. В текущем году они состоялись во всех военных округах, где на несколько дней из солдат и офицеров запаса были развернуты мотострелковые бригады сокращенного состава.
Но запущено в этой области столько, что в одночасье не решить. Скажем, из 140 военных аэродромов страны более половины выглядят как после воздушного налета врага и требуют капитального ремонта и реконструкции. А к 2005 году число таких опасных для самолетов и летчиков взлетно-посадочных полос вырастет до 80 процентов.
Не обошел президент и социальные проблемы военных. Он сообщил, что запланированное с 1 января 2002 года увеличение до 70 процентов надбавки офицерскому составу "за сложность и напряженность воинской службы" не должно смущать своей незначительностью в абсолютных цифрах. Ведь оно идет в дополнение к ранее запланированным шагам правительства в этой области. Прежде всего - к намеченному на 2002 год значительному увеличению дожностных окладов военных.
Путин подчеркнул необходимость решения жилищной проблемы защитников Отечества. Число бесквартирных в Вооруженных силах год от года растет. Еще хуже тем офицерам, прапорщикам и мичманам, кто уволился из армии, так и не получив собственной крыши над головой. Если так и дальше пойдет, с учетом предстоящих сокращений личного состава их число к 2010 году достигнет 300 тысяч человек. Программа государственных жилищных сертификатов для них надежд не оправдывает. По сведениям департамента правительственной информации, только задолженность по уже выданным сертификатам к окончанию срока действия программы составит около 35 миллиардов рублей.
Вчера президент пообещал военному руководству увеличить целевое финансирование строительства жилья для военнослужащих. По некоторым данным, готовится проект указа о стопроцентной оплате с 2002 года государственных жилищных сертификатов для военнослужащих, увольняемых в запас.