СТАВКИ РАСТУТ

Что это означает? Сегодня первый разряд (а их всего 18) равен 132 рублям. С 1 декабря, когда вводятся новые тарифные коэффициенты, он уже составит 450 рублей, а 18-й, который сегодня равен 1320 руб., будет 2025 рублей. Рост таким образом происходит по всем разрядам, но неравномерно. У первых трех и последних трех разрядов он повышается в полтора раза и в два раза - в разрядах с 8-го по 12-й.

По официальной статистике, на сегодняшний день около миллиона человек в нашей стране живет на получку, которая едва превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), а это - 300 рублей в месяц. Ясно, что прожить на эти деньги физически невозможно. Значит, государство тем самым "разрешает" людям получать нелегальные теневые доходы. Это рождает целую цепочку проблем, начиная от массового, достаточно серьезного увода зарплаты от налогообложения и кончая отсутствием должного социального страхования этих групп работников. Плюс еще - недостаточные отчисления в Пенсионный фонд.
В свое время Генри Форд сказал, что работодатель заинтересован в высокой зарплате работника не меньше, чем он сам, - сформулировав таким образом одну из основ рыночной экономики. Чтобы был устойчивый покупательский спрос, особенно на продукцию широкого потребления, необходим достаточно высокий доход основной массы населения. А в России это - прежде всего наемные работники. При низкой зарплате их покупательский спрос ограничен, а значит, и сама рыночная экономика нормально развиваться не может. Что мы и имеем все эти годы. У нас есть бедные люди, которые не могут из-за хронического безденежья купить товары длительного пользования, например, холодильник, телевизор и т.д. А те, кто может это себе позволить, покупает, как правило, не отечественные, а гораздо более дорогие импортные товары. Налицо - поляризация, отсутствие массового среднего слоя, который бы тратил деньги на покупку отечественных товаров, что не может не тормозить развитие собственной индустрии.
Еще один минус низких зарплат - это резкий разрыв в реальных доходах у работников бюджетной и внебюджетной сфер. Во внебюджетном секторе, если где-то и заявлена заработная плата на уровне ниже прожиточного минимума (сельское хозяйство оставим за скобками), то это не что иное, как стремление уйти от налогов. Людям там платят все-таки столько, на сколько они могут прожить.
А вот в бюджетной сфере зарплата ниже прожиточного минимума является "нормой". Между тем здесь сосредоточены такие категории квалифицированных работников, как, например, врачи, учителя, которые в нормально развивающихся странах с устойчивой экономикой имеют более высокие доходы, чем, скажем, средний рабочий. У нас - наоборот.
Таким образом, в области оплаты труда у нас произошла колоссальная деформация: по доле заработной платы в валовом внутреннем продукте мы упали в два с половиной раза ниже развитых стран, возникли серьезные диспропорции между отраслями.
На днях сделан серьезный шаг, который, я считаю, в какой-то степени приблизит нас к решению этих и многих других смежных проблем: по согласованию с профсоюзами и работодателями, с 1 декабря нынешнего года вводятся новые тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки (ЕТС).
Почему мы пошли на это? Дело в том, что именно "в серединке" ЕТС находятся рядовые учителя, врачи, работники культуры, которые, как мы уже говорили, оказались обречены на мизерную зарплату. Сегодня же основная масса средств, выделенных на повышение ставок, придется именно на них. А в среднем общий рост будет равен коэффициенту 1,89.
По нашему мнению, существующая нынче тарифная сетка нуждается в реформировании. Мы предлагаем, например, разделить ее на три части - отдельно для рабочих специальностей, для специалистов и высококвалифированных специалистов. При этом, думается, нужно ликвидировать особые (в отличие от бюджетников) права госслужащих. Почему? Да потому, что люди, работающие на государство, разделены сейчас как бы на две касты, два класса: "дворянство" и, так сказать, "простолюдины". Смотрите что получается: госслужащие и защищены особо, и порядок пенсионного обеспечения у них иной, и повышение заработной платы происходит отдельно от остальных. А между тем и те и другие работают на государство. И говорить при этом, что одни выполняют "более важные" функции, чем другие, было бы несправедливо.
Возможно, правительство предложит какие-то иные варианты. Во всяком случае, мы готовы к конструктивному обсуждению.