Легендарный музей готовится к переезду
С Университетской набережной на Заповедную улицу, 51 готовится переехать легендарная Кунсткамера. Первый в России государственный публичный музей, основанный Петром I в 1714 году, — один из самых интересных в стране, с огромной коллекцией артефактов, позволяющих окунуться в историю и культуру разных народов России и мира. Переезда музейщики разных поколений ждали аж с XVIII века!
«Кунсткамера, этот уникальный музей, ютится в страшной тесноте. Однажды в XIX веке это вынудило разукрупнить экспозицию, из-за чего Кунсткамера стала праматерью многих других музеев», — рассказывает Андрей Головнев, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.
Научно-хранительский центр Кунсткамеры появится на базе недостроенного в конце 1980-х здания НИИ прикладной астрономии. Площадь восьмиэтажного корпуса составит 25 тысяч квадратных метров, что вчетверо вместительнее шедевра петровского барокко на набережной. На улице Заповедной будет не только хранилище редкостей, но и научный центр с прекрасными условиями хранения коллекций, современными системами вентиляции и климат-контроля. Так незаконченное строение эпохи позднего социализма станет образцом современного музейного здания, о чем еще несколько лет назад и не мечталось. Но в июле 2019 года правительство РФ постановило выделить 4,5 млрд рублей на строительство научно-хранительского центра Кунсткамеры. Тогда по территории недостроя бродили одичавшие собаки, и воспринималось это место как забытое. А теперь в 2024 году Музей антропологии и этнографии ждет переезд в новое здание.
Кунсткамера — один из крупнейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают около 1,3 млн единиц хранения. Из них только полпроцента находятся в экспозиции, остальное просто негде выставлять. В Кунсткамеру всегда стоит очередь.
Можно с уверенностью говорить, что с открытием центра на Заповедной улице музейное дело в нашей стране серьезно продвинется вперед. И это связано не только с расширением экспозиций, включающих прекрасные коллекции, собранные выдающимися исследователями — Миклухо-Маклаем, Широкогоровым, цесаревичем Николаем Александровичем Романовым в ходе его кругосветного путешествия. Переезд требует серьезной ревизии музейного фонда, очень многое из того, что сегодня сложено в запасниках, обнаружится и потребует реставрации. Фактически произойдет новое открытие многочисленных археологических коллекций, к которым будет наконец-то открыт доступ для изучения.
Реставрационные мастерские, научные лаборатории тоже переедут в новый центр. Директор надеется, что изменится сама философия экспонирования и хранения, и тогда Кунсткамера сможет показать хотя бы в общих чертах свои драгоценности. Такие изменения трудно переоценить.
«Приходите в Кунсткамеру, — приглашает Андрей Головнев, — и вы увидите, как национальная идея России рождалась в XVIII веке, когда Россия себя познавала».
То место в Озерках, куда в следующем году начнет переезжать Кунсткамера (а этот процесс наверняка займет продолжительное время), в советские годы планировалось развивать как академический центр. Сюда предполагалось перевести научные институты, построить жилье для сотрудников. Перестройка, казалось, нарушила эти планы. Но вдоль улицы Парашютной и дороги на Каменку сейчас идет большое жилищное строительство. И вдруг среди спальных районов возникает крупнейший научный и музейный центр. На севере Петербурга уже работает музейное фондохранилище Эрмитажа, а теперь к нему добавится Кунсткамера, в основу которой вошло личное собрание коллекций и библиотека Петра I. Похоже, такое развитие событий вдохновило бы и великого основателя нашего города.
После переезда освободятся исторические помещения Кунсткамеры, куда сейчас доступ посетителям закрыт, там находятся кабинеты сотрудников музея. А эти помещения сами по себе — произведения искусства, которые смогут быть наконец-то достойно представлены публике.