Как сирийские «кружащиеся дервиши» докружились до Урала
Сегодня в Екатеринбурге концертом Уральского академического симфонического оркестра завершается традиционный, IVмеждународный музыкальный фестиваль «Евразия». О том, зачем перекормленному музыкой москвичу, не говоря уж о жителях других регионов, в том числе далеких зарубежных стран, ехать в город на границе двух континентов – этот рассказ.
Музыкальный Екатеринбург – это гремучая смесь оперных, опереточных (знаменитая Свердловская музкомедия), симфонических, рОковых традиций. Это город, где много лет проводится российский Симфонический форум, а с недавних пор нашел свою публику совершенно авангардный фестиваль «Безумные дни» – сотня концертов классической и экспериментальной музыки в добром десятке залов, за трое суток вовлекающих в свой круговорот едва ли не весь интеллигентный слой мегаполиса…
Уже самим своим расположением Екатеринбург обречен на проведение «Евразии», которая впервые состоялась на уральской земле в 2011 году. Тогда праздник объединил такие знаковые исполнительские силы, как, например, Национальный симфонический оркестр Китая и патриарх французской дирижерской школы Мишель Плассон… Нынешний фестиваль открылся программой Уральского академического симфонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса, куда, в частности, вошли «Скифская сюита» русского классика ХХ века Сергея Прокофьева и российская премьера «Концерта для «вертушек» с оркестром» (привожу официальное название партитуры)лондонского композитора и диджея Габриэля Прокофьева – внука Сергея Сергеевича. Потом был вечер, названный «Китайско-европейский проект», где нежными звуками пипы – этнического варианта лютни – оживлялись традиционные мелодии Поднебесной, «Воспоминание о дорогом месте» Чайковского, современная немецкая композиция…
Успеть на все невозможно, и корреспондент «Труда», который совсем недавно рассказывал о впечатлениях с первого Кавказского международного фестиваля «Мариинский – Владикавказ», в Екатеринбург поспел только к третьей программе праздника – но по общему признанию самой его колоритной. Это выступление ансамбля кружащихся дервишей-суфиев из Сирии, руководимого шейхом Хамедом Даудом.
Представьте классический по архитектуре, притом радостно-советский по декоративному оформлению зал Уральской филармонии (последняя дореволюционная постройка Екатеринбурга, возведенная для Дворянского собрания в 1917-м, оформлялась как Деловой клуб уже в 1926-м). И с десяток экзотически одетых людей на его сцене, среди которых выделяются исполнители на нэе (флейте), кануне (цимбалах), уде (лютне), пара перкуссионистов… Тягуче-медитативные мелодии сменяются танцевальными ритмами, под которые даже самым чинным зрителям трудно удержать ноги от перепляса. Вокалист (хотя сирийцы предпочитают слово «чтец», т.к. он произносит тексты во славу Всевышнего и его пророка Мухаммеда) ведет свой распев. С боков выступают два танцора и начинают ходить кругами, потом закруживаются, как волчки, в ускоряющемся темпе. Большинство из нас брякнулись бы оземь через несколько секунд такой «центрифуги», потеряв ощущение земли и неба – а они выдерживают минуту, две, пять…
Все это не просто так, а со смыслом: вращение происходит только против часовой стрелки – как нам потом объяснили, «потому что так вращаются планеты вокруг солнца, так ходят люди в Мекке вокруг Каабы». Руки к небу – обращение к Аллаху. Правая всегда выше левой, потому что «она права, мусульмане все главное делают правой рукой – ставят хлеб в печь, дают деньги». Поддетый рукой ворот – общение с ангелами, сидящими на плечах: на правом – счетчиком наших добрых дел, на левом – злых. Надетый вначале черный плащ – символ грехов, от которых дервиш освобождаетсяв танце, оставаясь в ослепительно белой одежде…
Все эти тонкости публика узнает потом, во время автограф-сессии.
А журналисту из Москвы сирийцы рассказали, что профессиональными артистами не являются – у всех свои специальности, работа. Есть и семьи: дервиши – не монахи. Но два раза в неделю они выкраивают время и собираются для чтения священных текстов, музицирования и танца. Особый почет – чтецу, шейх Хамед Дауд перенял искусство от отца, который основал этот ансамбль в 1950 году и считался лучшим чтецом Дамаска. Мальчики впервые пробуют танец-кружение в 5-ти, некоторые даже 2-летнем возрасте, и если у них есть к этому интерес и способности, их специально тренируют. Подобных ансамблей в Сирии множество, но группы высшего уровня мастерства, по словам гостя, можно пересчитать по пальцам.
С европейской музыкой дервиши соприкасаются, хотя нечасто. Пару лет назад ездили в Лион, где в местной опере выступали в одной программе с православными певчими из Рима. Но ни в каких художественных миксах не участвуют, стремясь к сохранению традиции. Когда корреспондент обратил их внимание на портреты великих композиторов в фойе, где мы беседовали, ответ был: их имен мы не знаем. А вы бы, если попали в Дамаск и посмотрели на галерею тамошних деятелей культуры – всех узнали?..
В России наши гости впервые. Добирались на перекладных: до Бейрута на автобусе (рейсы из самого Дамаска почему-то чудовищно дороги), оттуда – в Стамбул и уж из него – в Москву, а потом на Урал. Чинно благодарят за каждый знак внимания: «Ваши слова любви вышли из вашего сердца и вошли в мое». С интересом выслушали мой рассказ о том, что по соседству, в Перми, работает уникальный музыкант, русский грек Теодор Курентзис, который делает программы аутентичной музыки разных эпох и культур, и можно было бы попробовать соединить его оркестр и хор с выступлением дервишей. Отреагировали коротко и немного неожиданно для сирийской церемонности: сделаем!
Конечно, я не мог не спросить об отношении музыкантов к нынешнему сирийскому военному конфликту. Они ответили, что ансамбль живет и работает исключительно в Дамаске, поэтому в местах боевых действий они не бывают. Но заметили, что «когда болеет страна, не может не болеть и музыка, она становится печальной». Однако постепенно, по их мнению, ситуация улучшается, а значит и в музыке будет прибавляться радости.
Сегодня гвоздем заключительной программы «Евразии» станет мировая премьера специально написанной к празднику по заказу Уральского филармонического оркестра симфонии итальянского композитора Ивана Феделе UR. Символика названия богатая: это и аббревиатура выражения «unknownregion» («неизведанная земля»), и сокращение от «youare» («ты есть»), и отсылка к названию древнейшего города на земле Ура, и очевидное созвучие с именем Урал…
С завершением «Евразии» музыкальная жизнь в столице Урала, естественно, не прекращается. Нам показали новенький с иголочки репетиционный комплекс, почти на 50 процентов построенный на внебюджетные деньги самой филармонии. Здесь мы попали на репетицию любительского хора – филармония теперь создает и такие «дилетантские» коллективы, считая, что тем самым вовлекает в свой круг более широкую публику.
Говорят, на конкурс пришло 740 заявок, а мест в коллективе всего 140… Записался в хор и главбух филармонии: финансист, любящий дело, которое он обеспечивает деньгами – согласитесь, уже немалая ценность.
Вообще Уральская филармония, справившая недавно 80-летие – чемпион страны по новациями. Именно здесь 8 лет назад придумали Виртуальный концертный зал, охвативший 25 точек трансляции по области, из чего три года назад, при поддержке Московской филармонии и Минкульта РФ вырос уже Всероссийский виртуальный зал…
Русская музыка Уралом прирастает? Классик, живи он сегодня, вполне мог бы сказать именно так.