Диплом Московского государственного технического университета гражданской авиации признается во всем мире
Московский государственный технический университет гражданской авиации — один из самых престижных российских вузов, диплом которого признается во всем мире. А его выпускники — надежда и опора гражданской авиации. Отрасли, которая сегодня обрела второе дыхание. Чему и как учат в МГТУ ГА, рассказывает его ректор Борис ЕЛИСЕЕВ.
— Борис Петрович, насколько в вашей преподавательской и управленческой деятельности пригодился опыт работы на производстве?
— На должность заместителя генерального директора «Аэрофлота» я пришел из администрации президента РФ. Занимался правовой работой, подготовкой коллективного договора. Благодаря этому знаю деятельность крупнейшей российской авиакомпании изнутри. Безусловно, это полезный опыт, который очень пригодился и в ректорском кресле.
— Кто из воздушной отрасли принимает участие в делах вуза?
— Прежде всего назову «Аэрофлот», который передал нам два воздушных судна, Госкорпорацию по управлению воздушным движением, аэропорт Домодедово, предоставивший аэродромную технику нашему филиалу в Егорьевске.
— Бывшие средние технические училища гражданской авиации теперь тоже в вашем ведении?
— Под брендом МГТУ ГА собрано несколько учебных заведений. Мы объединили высшее, среднее и дополнительное профессиональное образование. Создано более 70 программ повышения квалификации для уже действующих специалистов. Мы можем выучить техника в колледжах в Егорьевске, Троицке, Рыльске, Кирсанове. Принимаем оттуда самых лучших студентов и даем им высшее образование в Москве или в наших филиалах в Ростове-на-Дону и в Иркутске.
— Как вы их трудоустраиваете?
— Здесь все определяет рынок. Минобразования мониторит эту сферу, смотрит, обратились ли выпускники в службу занятости. У нас очень востребованные специалисты: более 80% находят рабочие места сразу после выпуска. Нет у нас проблем ни с приемом, ни с набором, ни с трудоустройством. Конкурс при поступлении колеблется в пределах 8-9,5 человека на место.
— Конкурс в авиационный вуз свидетельствует о росте популярности отрасли?
— Отчасти да. Гражданская авиация сейчас — это стабильная работа и высокая зарплата, особенно в Московском авиаузле. У нас учатся дети из авиационных семей, которые застали смену эпох. На их глазах произошли техническая революция, полная замена флота на современную технику. Новые типы самолетов требуют более подготовленных работников. Сама идеология поменялась — главным в авиации стал пассажир. А в 1990-х никто не хотел идти в авиацию, все ушли торговать. Сейчас же наблюдается подъем.
— Сколько студентов выпускаются ежегодно?
— 2,5 тысячи человек с учетом филиалов. Мы готовим эксплуатационников: инженеров, техников, диспетчеров, специалистов по организации перевозок. Именно они о-беспечивают безопасность полетов, хотя на виду — летные профессии. Авиация — жестко регламентированная система, живущая по своим законам. Какие-то новые знания и подходы могут возникнуть только внутри нее. Как в медицине примерно. Наш вуз находится в регистре ИКАО (Международная организация гражданской авиации) и мы полностью следуем ее стандартам. Вуз — в ведомственном подчинении, Росавиация — наш учредитель.
— Какие специалисты будут востребованы в будущем?
— Сейчас дефицит инженерного состава, а будет дефицит управленцев, аналитиков, способных рассчитать эффективность мультимодальных и трансмодальных перевозок, прогнозировать их развитие.
— Сколько стоит обучение студентов на коммерческой основе?
— 220 тысяч рублей в год. Не такие большие деньги. Поэтому к нам идут учиться не только россияне, но и граждане США, Израиля, Германии. Там невозможно за такую сумму получить образование такого качества. Диплом МГТУ ГА признается во всем мире.
— Чем вы объясняете рост популярности вуза?
— Этот багаж нарабатывался десятилетиями, еще с советских времен. Мы не стояли на месте. У нас высокая техническая оснащенность, новейшие тренажеры. Наше образование настолько основательно, что выпускник может освоить любой тип летательных аппаратов. Любой! Мы закладываем инженерное мышление. Когда я пришел сюда, в здании было неуютно, в холле торговали пивом и курили. Первое, что я сделал, — запретил курить на всей территории. Потом была череда командировок в Тулузу, в штаб-квартиру компании «Эрбас», Оксфорд и Кембридж. Некоторые элементы системы образования мы взяли на вооружение. Затем приобрели и ввели в учебный процесс тренажеры «Эрбаса» и «Боинга». Вообще это очень интересное занятие — растить людей, помогать им обрести настоящее дело в этом сложном мире, полном информации и соблазнов.
Штрихи
Елисеев Борис Петрович, родился 22 февраля 1957 года. Доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор. Возглавляет Московский государственный технический университет гражданской авиации с 2007 года.