Печальная и поучительная история произошла на Урале, где в одном из детских садов уволили младшего воспитателя. На том основании, что он... мужчина. Поводом послужила жалоба родителей, в которой они написали, что присутствие представителя сильной половины человечества в стенах образовательного учреждения — это странно, подозрительно и чуть ли не преступно. Заведующая садом разбираться в сути жалобы не стала и просто указала «усатому няню» на дверь.
Кто сказал, что воспитателями и нянечками в детских садах должны быть исключительно женщины? Для меня это никогда не было аксиомой. Как, видимо, и для режиссера Владимира Грамматикова, снявшего в 1978 году фильм «Усатый нянь» с Сергеем Прохановым в главной роли. Трогательную картину о тунеядце Кеше Четвергове и перевоспитавших его бармалейчиках посмотрели миллионы советских зрителей, и никому в голову тогда какие-то сальные мысли не лезли. Напротив. Уверен, на многих парней эта лента произвела столь сильное впечатление, что они решили связать свою жизнь с педагогикой.
Но это было давно и в другой жизни. Трудно сказать, смотрел ли старое кино про усатого няня житель города Лесного Свердловской области Евгений Перевалов. Но факт в том, что молодой педагог, младший воспитатель (выполняет в группе функции нянечки) не успел проработать с детворой и двух недель, как после разговора с заведующей был вынужден написать заявление «по собственному желанию». И вот тут можно спросить, какие именно законы Женя нарушил, какие прегрешения допустил на своем рабочем месте. Ответа нет — даже формального.
Между тем при приеме документов в педагогические вузы у девушек нет никаких преимуществ перед юношами. Но как-то так выходит, что подавляющее большинство школьных учителей в стране — женщины, а найти классного руководителя-мужчину — задача почти невыполнимая. Что уж говорить про детсады, которые давно стали оплотом сугубо женской педагогики и воспитания, со всеми их плюсами и минусами.
Тем заметнее было появление в детском саду «Чебурашка» помощника воспитателя Евгения Перевалова. Обязанности младшего воспитателя немудреные: принести еду из пищеблока, накрыть столы, помыть посуду, почитать с малышами книжки или поиграть. Судя по отзывам, Евгений со своими обязанностями справлялся неплохо, претензий от родителей не было. И дети успели полюбить своего няня — утром первым делом бежали здороваться к нему.
И вот жалоба, и скорый суд, и увольнение. Спорить с начальством у нас не очень принято, и Женя заявление все-таки написал. Однако не все родители приветствовали такой поворот событий. В социальных сетях по этому поводу разразился нешуточный скандал, история стала достоянием широкой общественности. Идет дискуссия с примерами из уголовных дел и цитированием классиков педагогической науки.
И вот какие выводы можно из всего этого сделать. Судя по всему, мы дожили до такой степени бдительности и вечной внутренней тревоги, что видим потенциального извращенца в каждом без исключения мужчине, приближающемся на расстояние ближе 5 метров к любому ребенку. И зона риска ведь не ограничивается одними лишь детскими садами. В школах на уроках физического воспитания физруки так подозрительно подсаживают девочек на канат! А трудовики вообще непонятно чем занимаются с ребятами на уроках технологии...
Впрочем, скандал сослужил Евгению скорее добрую службу. О молодом воспитателе, испытавшем на себе явные признаки дискриминации по половому признаку, теперь знает вся Россия. Его электронная почта переполнена предложениями о работе в детских садах Свердловской области, но Перевалов пока не торопится их принимать — не хочет второй раз наступать на одни и те же грабли.
В Управлении образования Свердловской области, кстати, сообщили, что в курсе сложившейся ситуации, но с формальной точки зрения повода для начала разбирательства у чиновников нет: заявление об увольнении педагог написал по собственному желанию. Хотя пообещали пригласить заведующую садом на разговор по душам и попытаться объяснить ей, что мужчина — тоже человек. То есть педагог.
Впрочем, последнее утверждение требует серьезных доказательств. И не для отдельных несознательных граждан, а для миллионов родителей, на прогулках со своими чадами опасливо косящихся по сторонам.