Главная Культура 20:48 13 Октября 2014 1136
«Леоноре» вернули имя

 Но, вопреки Бетховену, оставили в царстве тьмы

Сергей Бирюков

В Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского показали первую премьеру сезона – оперу Бетховена «Леонора». Ту, что обычно ставится в более поздней редакции под названием «Фиделио», хотя сам композитор считал лучшим именно первый вариант партитуры, а все остальные создал в порядке компромисса с театральными дирекциями.

Главный инициатор постановки – легендарный дирижер Геннадий Рождественский, который и на девятом десятке лет сохранил в себе молодую страсть к первооткрывательству, эксперименту, восстановлению исторической справедливости. Идя навстречу Геннадию Николаевичу – и, конечно, Бетховену, – режиссер Михаил Кисляров почти совсем отказался от присущей ему дробности (назовем это так, чтобы не произносить обидного слова «суетливость») действия. Бетховен не тот автор, где постановщику и исполнителям надо мельчить со штрихом. В том и сложность: не упустив деталей, сохранить ясное ощущение целого, а оно у великого композитора, особенно в таких масштабных партитурах, предельно обобщенно. Тем более это относится к бетховенскому театру: проникновеннейший психолог в камерной музыке (вспомним хотя бы поздние фортепианные сонаты), на театральной сцене композитор явно предпочитал язык монумента и плаката. Таковы его балет «Творения Прометея», музыка к гетевской трагедии «Эгмонт»... И в «Леоноре» (а тем более в «Фиделио») персонажи – скорее символы самоотверженной любви (Леонора), злобного тиранства (губернатор Пизарро), непоколебимой воли к свободе (Флорестан), чем живые характеры. Но на то он и Бетховен, что даже образы и сюжет, у другого автора выглядевшие бы схематичными, обретают громадную силу.

Михаил Кисляров и его компаньоны ­– сценограф Виктор Вольский и художник по костюмам Ольга Ошкало – обошлись минимальными постановочными средствами. Декорация – одна на все три действия – представляет многоэтажную клетку, символизирующую тюрьму, но и более обобщенно – железную иерархию тиранического общества. Герои лишь иногда позволяют себе вольности в кисляровском стиле – например, вдруг подпрыгнуть и подтянуться за перекладину. Или Пизарро в момент неправедного суда начинает торопливо примеривать к шинели а-ля «Великий диктатор» Чаплина то наполеоновскую треуголку, то сталинскую фуражку со звездой. Так и представляешь себе Михаила Степановича (кстати, хореографа по образованию), уговаривающего Геннадия Николаевича: ну можно тут Леонора немножечко займется акробатикой? А дирижер, как полномочный представитель композитора, великодушно кивает: ну хорошо, ребята, попрыгайте, только совсем чуть-чуть. Главное – не сильно от музыки отвлекайте.

Отдадим должное: не отвлекли. Даже конец, где желанного царства света так и не наступило, а в темноте и неразберихе «по ошибке» застрелили Леонору и Флорестана (во всяком случае их фигуры, выхваченные из мрака прожекторами, смотрелись как памятники самим себе), хоть и противоречил букве бетховенского сюжета, но не противоречил бетховенской героической идее. Даже наоборот, добавил ей трагической достоверности. Слишком много с той поры мы знаем примеров, когда падение тиранических режимов приводило не к воцарению справедливости, а, наоборот, к погружению в еще большие пучины произвола и злодейства.

Геннадию Николаевичу и его помощникам удалось сплотить солистов в единый ансамбль. Хотя к большинству можно предъявить какие-то претензии: тенор Борислава Молчанова (молодой охранник Жакино) резковат, у Алексея Смирнова (тюремщик Рокко) при приятном баритоне проблемы с чистотой пения, – но в общем певцы верно почувствовали бетховенскую интонацию. Партии же Леоноры с ее огромными виртуозными вокализами (Татьяна Федотова, сопрано), Флорестана с его лирико-философскими кантиленами (Захар Ковалев, тенор), Пизарро с его дьявольскими скачками и эмоциональными перепадами от крайней подавленности к крайней ярости (Алексей Морозов, бас), Марселины с ее лирико-комическими интермедиями в этой сверхсерьезной драме (Олеся Старухина, сопрано) можно смело отнести к удачам постановки.

Что касается самого Рождественского – ему пришлось труднее всех. Ведь помимо сложнейших ансамблей Бетховен никак не мог обойтись в своей опере без ответственейших и пространных симфонических высказываний. Тут, конечно, Геннадий Николаевич совершенно в своей стихии, и чувствуется, с каким тщанием (может, даже излишне скрупулезно – или этот замедленный темп диктовался обстоятельствами генеральной репетиции, на которую позвали журналистов?) вылепливал он контуры гениальной музыки, знакомой каждому завсегдатаю симфонических концертов. Но вот оркестранты были готовы ответить своему предводителю той же тщательностью далеко не всегда. Если звук струнных был хоть жидковат, но по крайней мере относительно чист, то вытворяемое медной духовой группой подчас находилось за гранью добра и зла. Повторю: это было не на самой премьере, а на генеральном прогоне, но от него до первого представления на кассовой публике оставался всего один день…

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9432
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7135
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?