Зенит славы Вии Артмане пришелся на 50-70-е, когда она блистала в мелодрамах "Эдгар и Кристина", "Родная кровь", "Театр". Играла многодетных матерей семейства, следователей, мафиози, деревенских девушек и даже Екатерину Великую в драме Евгения Матвеева "Емельян Пугачев". Почти полвека актриса отдала Театру имени Яна Райниса, где переиграла весь классический репертуар.
В перестроечные годы Артмане занялась общественной работой: возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, входила в Советский комитет защиты мира. Это ей припомнили латвийские националисты после распада СССР. В 1993-м в результате "неонационализации" у Артмане отобрали ее дом, в котором она прожила 40 лет, передав его потомку бывшего владельца. Лишь к ее 70-летию власти смягчились и предоставили актрисе квартиру в Риге. Тем не менее Вия Артмане не покинула Латвию, хотя предложения переехать в Москву были.
В отличие от актерской карьеры, свою семейную жизнь Артмане не считала удачной.
- С мужем мы играли в одном театре, - рассказывала актриса. - Я была на много лет моложе. Он не был тем, о ком я мечтала, но я смирилась. Настоящего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. Рядом со мной был отец моих детей, но любимого мужчины не было. Говорю об этом откровенно. Бог простит.
Доброжелательная и участливая, актриса всегда соглашалась ответить на вопросы "Труда". Вот один из ее последних монологов:
- Мне обидно, что русская культура так плохо представлена в нынешней Латвии. Говорю так и предчувствую злобные реплики обывателей: "Ну да, Вия - с Россией. Если она так любит русских, пусть уезжает". Это глупые разговоры. Мы - люди искусства разных национальностей - столько лет работали бок о бок: кино вместе снимали, спектакли друг к другу возили на гастроли, учились друг у друга музыке, обменивались выставками картин... Взаимообогащение культур всегда идет только на пользу. Жаль, что никто из официальных лиц не интересуется моим мнением на этот счет. Да и то сказать, я не участвую в политике. Руководящих должностей не занимаю. Мне с лихвой хватило того, что я в своей жизни пережила. Поэтому сижу в деревне и смотрю в окно, как ветер сбивает с деревьев яблоки...
ГОЛОС ПАМЯТИ
Елена Яковлева, актриса
- Я снималась с Вией Артмане в фильме "Игра на чужом поле" у Юрия Мороза. Ужасно жаль, что эта картина оказалась последней для нее. Она была большой актрисой, которая при слове "Мотор!" мгновенно включалась в работу, забывая о своих личных печалях и проблемах. В ней самой не было ни звездности, которой страдает большинство российских актрис и от которой уже просто тошнит, ни обиды на жизнь и людей. Хотя я сразу ощутила, насколько она затравлена в своей стране, как ее преднамеренно убивают, нанося удар за ударом. Однажды она сказала, что ей не могут простить всенародную славу в Советском Союзе и за это мстят своим презрением. Плохо и несправедливо, когда большие артисты уходят из жизни всеми забытыми и брошенными, но еще хуже, когда их подвергают изощренным унижениям. Безусловно, Вия Артмане достойна покоя и почитания, которых была лишена на своей родине в последние годы жизни.