- Дмитрий, что бы вы посоветовали молодому карьеристу?
- В первую очередь нужно выбрать направление, которое вам интересно. Принять для себя решение, поставить цель. Потом надо многое узнать, получать те знания, которые требуются для достижения цели. Затем нужно четко задать временные рамки и стараться их соблюдать.
- Наверное, и в компанию стараетесь набирать молодых успешных людей? Сами ищете себе таланты?
- Да, подавляющее большинство вакансий закрываем самостоятельно. Это не значит, что мы как-то отрицательно относимся к кадровым агентствам - нет, мы с ними также сотрудничаем. Просто ни одно агентство не в состоянии удовлетворять нашу потребность в кадрах нужными темпами, как можем это делать мы сами. Mail.ru предъявляет очень высокие требования к персоналу, и стороннему кадровому агентству порой трудно отбирать людей в соответствии с ними, трудно находить соответствующих сотрудников (не до конца понимают специфику).
- А "хантингом" специалистов не занимаетесь?
- Мы не практикуем целенаправленное переманивание кадров от прямых конкурентов, так как не хотим развязывать кадровую войну, но нередко сотрудники других компаний сами приходят к нам с желанием устроиться. Также мы внимательно мониторим рынок IT-специалистов высокого уровня, и как только появляется какое-то интересное резюме, наша HR-служба приглашает людей на собеседование.
- По отношению к вашим сотрудникам работодатели так же щепетильны?
- Нашим сотрудникам часто поступают предложения от других компаний. Но переманить кого-либо от нас очень-очень сложно. И дело не только в финансовой стороне дела, хотя зарплаты у нас очень достойные. Просто мало кто может предложить профессионалу возможность решать такие сложные и многогранные задачи, какие возникают в нашей компании.
- А какие люди вообще работают в компании?
- В Mail.ru сейчас работают около 400 человек, большинство из них мужчины (около 70%). Это и понятно, ведь IT-отдел - самый многочисленный в компании, а профессия программиста, IT-специалиста пока остается скорее мужской. Средний возраст сотрудников - около 27 лет.
- У вас много молодежи. Чем ваша компания привлекательна именно для молодых людей?
- Для молодых сотрудников очень важно, интересная ли работа, Mail.ru как раз дает им интересные и сложные задачи. Также для молодежи большую роль играет престижность работы. У нас человек, запустивший проект, знает, что им будут пользоваться миллионы людей, можно будет любому его показать: мол, смотри, вот этот сервис сделал я. Еще очень важный момент - молодые сотрудники создают потрясающую рабочую атмосферу. Абсолютное большинство из них - энтузиасты и очень талантливые люди, с которыми приятно и комфортно сотрудничать, вместе решать задачи и создавать проекты.
И потом, надо понимать, что интернет - это очень молодая отрасль, многое из того, что мы делаем, делается впервые в России и даже в мире, а люди до 30 больше готовы воспринимать что-то новое, учиться, пересматривать свои взгляды на мир, творить. Кстати, несмотря на относительно юный возраст, большинство наших сотрудников уже имеют за плечами значительный для нашей отрасли опыт работы (5-7 лет) и являются настоящими профессионалами.
- Много у вас сейчас открытых вакансий?
- В связи с тем что компания активно растет, потребность в персонале высокая и постоянная. Открытых вакансий сейчас около 50.
- Со студентами вы ведете работу?
- Наши сотрудники читают в институтах лекции. Мы всегда готовы рассмотреть пер-спективную кандидатуру студента с опытом в программировании, даже если он еще не закончил учиться (4-5-й курс). Совмещать работу в Mail.ru с дневным обучением физически не удастся, а вот с вечерним (тем более что в разумных пределах мы всегда готовы пойти навстречу молодому гению) - вполне.
- А как в Mail.ru помогают адаптироваться новым сотрудникам?
- Все новые сотрудники получают приветственное письмо, дающее им основные сведения, необходимые для работы в компании (возможные графики работы, к кому обращаться, если не работает компьютер или сломался стул, и т.п.), посещают специальный ознакомительный тренинг. Безусловно, и на первых порах, и всегда в дальнейшем сотрудник легко может решить непонятные ему вопросы с руководителем, который обязательно поможет новому работнику с адаптацией в коллективе.
Чаще всего вновь пришедшие сотрудники начинают работу над простыми проектами под присмотром профессиональных и опытных программистов, потом, если у них все получается, переходят к более сложным задачам.
- А просто попробовать себя на практике у вас можно?
- У нас есть корпоративный университет, мы занимаемся обучением молодых и перспективных кадров, хотя назвать это практикой в прямом смысле слова, пожалуй, нельзя. Компания набирает порядка 20 человек, которые хотят у нас учиться - это люди с уже имеющимся опытом программирования, но не вполне соответствующие нашим высоким требованиям. Платим им небольшую зарплату, пока они обучаются тонкостям профессии. Обучение ведут самые опытные наши сотрудники. Лучшие по итогам курса остаются у нас работать.
- И вы постоянно обучаете своих сотрудников чему-то новому?
- Да, мы уделяем большое внимание обучению сотрудников и никогда не отказываем им в посещении заинтересовавших их курсов за счет компании. В столь высококонкурентной среде, как интернет, высокие технологии, постоянное профессиональное развитие, личностный рост и приобретение новых навыков просто необходимы.
- А как сотрудники могут отвлечься от работы в офисе?
- У нас прекрасный офис с хорошими возможностями отдохнуть от работы. Это комната для активного отдыха (бильярд, пинг-понг, настольный хоккей), игры (приставки PlayStation 3), массажное кресло, душ.
- Какие еще удобства вы им создаете?
- Сотрудникам доступна библиотека профессиональной литературы, которая постоянно пополняется и очень популярна. Предоставляются бесплатные билеты на различные мероприятия. Недавно появилась велосипедная парковка. Это, конечно, "нишевая" льгота, не столь массовая, как, например, медицинская страховка, но ею пользуется достаточно большое число сотрудников, нужды которых мы не можем игнорировать.
Мы всегда готовы к внедрению новых льгот, к расширению социального пакета. Регулярно проводятся анкетирование и опросы с целью выяснить, чего же не хватает в офисе сотрудникам для полного счастья.
- И какие новинки планируете внедрить в ближайшее время?
- Я предпочту не отвечать на этот вопрос. Рассказывая об этих планах открыто, мы берем на себя обязательства перед сотрудниками. При этом ситуации в процессе внедрения различных новинок могут возникать самые разные - сдвигаться сроки, например, и персонал может неправильно нас понять.
РЕЗЮМЕ "ТРУДА"
Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.Ru
Родился в 1978 году в городе Капустин Яр-1 (Астраханская область)
Образование: МГТУ им. Баумана (специальность "системы автоматизации производства")
Прежние места работы: инженер по программному обеспечению в Axiom Int в США