Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.
Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.
По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру "Родины-матери" с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.
Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.
- "Родину-мать" Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше - 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно "пригружать" фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.
Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва "коробку" здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.
С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:
- Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить "наверх". На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.
Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.
Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.
...Как обычно, главный инженер "Волгоградгидростроя" Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих... отчего так сильно раскачивается меч в руке "Родины-матери"? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.
На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября - и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор "Электромаша" на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора "Сайра" ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.
Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.
Сейчас вот нужны деньги на реконструкцию главного монумента. Кто-то неосторожно высказался, что, мол, "Родина-мать" так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. "Любое сооружение такого типа, - говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, - может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, - продолжает Берлов, - постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня".
К концу 2007-го должен быть завершен процесс объединения двух крупнейших волгоградских памятников - мемориала на Мамаевом кургане и музея-панорамы "Сталинградская битва". Это будет историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва". Комплекс федерального значения и федерального подчинения. Здесь надеются, что тогда и финансирование будет не по принципу "сколько удастся наскрести", а по принципу "сколько требуется". Ведь стоять памятнику еще многие лета.
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ СТАТУИ В МИРЕ
Статуя Ushiku Amida Buddha возведена 12 лет назад в исторической области Ушику в префектуре Ибараки, что в 50 километрах от Токио. Самая высокая скульптура в мире возвышается над городом Чучура на 120 метров. Гигантский Будда состоит из 6000 блоков, покрытых 6-миллиметровым слоем бронзы.
Самая известная статуя в мире - статуя Свободы - возведена 121 год назад. Скульптура находится на острове Свободы, примерно в 3 километрах от Нью-Йорка. Богиня свободы держит факел в правой руке и табличку в левой. На табличке - дата подписания Декларации независимости. Одна нога Свободы наступает на разбитые оковы. Вес меди, использованной для отлива статуи, - 31 тонна, а вес ее стальной конструкции - 125 тонн. На основание скульптуры ушло 27 тысяч тонн цемента. Высота от земли до кончика факела - 93 метра.
38-метровая каменная статуя Иисуса Христа-Искупителя на 700 метровой горе Корковадо над Рио-де-Жанейро. Построена в 1931 году. Каменное изваяние весом в 1000 тонн строилось как объект вожделений каждого приезжающего в Рио туриста, как место святого паломничества. Ежегодно статую Христа посещает до 600 тысяч человек, из них более 500 тысяч - иностранцы.
Статуя Петра Первого высотой 96 метров возведена в Москве в 1997 году Зурабом Церетели. Пожалуй, нет в России более спорного произведения искусства. Одни считают исполинского Петра украшением столицы. Другие, наоборот, видят в резких и угловатых формах памятника черты, которые городу, мягко говоря, не к лицу.