"Мост в Аржантее" был написан Клодом Моне в 1874 году, выставлялся на первой выставке импрессионистов и был одной из любимых работ художника. Стоимость примерно около 8 миллионов евро, но точно сказать сколько весьма затруднительно: полотна, представляющие такую художественную ценность, редко попадают на аукционы. Сейчас, когда за расследование налета на музей д'Орсэ взялось третье управление уголовной полиции Парижа, выясняются поразительные детали.
Самое удивительное в этой истории: в музей проникли не профессиональные грабители, а самые что ни на есть непримечательные личности, которых под воздействием выпитого алкоголя потянуло на "подвиги". Всем от 18 до 20 лет. Появившиеся сообщения о том, что злоумышленники якобы являлись музейными работниками, - выдумка желтой прессы. Это трое студентов, хлебопек, а также парень, работающей в снабженческой конторе. Как раз он бывал здесь не раз, знал, что одна дверь, выходящая в переулок, заперта на обычный замок. Уже после ареста, а на это полиции хватило двух дней, парень рассказывал, что, мол, сморозил большую глупость, когда под воздействием винных паров ночью потащил за собой приятелей покуролесить под крышей музея. Для того чтобы открыть дверь, "достаточно было приналечь плечом". Затем, оказавшись в зале импрессионистов, "любители" искусства решили продолжить загул, кто-то даже успел облегчить мочевой пузырь в углу до того момента, когда сработала сигнализация...
Еще одно опровержение слухов: полотно никто ножом не резал. Убегая, один из шалопаев со зла ударил кулаком по Клоду Моне, пробив в картине "Т-образную" брешь. "10 сантиметров в длину и 3 - в ширину, - сообщил корреспонденту "Труда" директор музея Серж Лемуан. - К счастью, с внутренней стороны картина была защищена перегородками шасси, на которую натянута картина. В противном случае ущерб был бы гораздо значительнее".
Как мне сказали в Национальном управлении по реставрации произведений искусства, чтобы вернуть картину в прежний вид, потребуется несколько недель. Надо нанести на поврежденное место с внутренней стороны специальную ткань, затем восстановить структуру полотна. "Слой краски не затронут, и это облегчает работу", - разъяснил реставратор Пьер Кюри.
Министр культуры Франции Кристин Албанель заявила о том, что в музеях страны введут дополнительные меры по безопасности. А на юге страны, в Авиньоне, только что закончился судебный процесс, на котором рассматривалось дело... о поцелуе. 30-летняя дама с кампучийскими корнями на вернисаже американского художника Си Твомбли воспламенилась такой любовью к одному из его абстрактных полотен, что запечатлела на нем пламенный поцелуй. Если бы эта самая Ринди Сам предварительно не нанесла на губы яркую помаду, то этот акт остался бы незамеченным. А так на картине, представляющей собой несколько чередующихся белых и светло-бежевых плоскостей, осталось чудовищных размеров пятно.
На суде Ринди Сам обвинили в "каннибализме и порче произведения искусства" стоимостью в два миллиона долларов. Адвокаты галерейщика, устроившего вернисаж, потребовали возмещения ущерба. Один из них заявил, имея в виду налет на музей д'Орсэ, что "реставрировать картину после поцелуя не менее сложно, чем после удара кулаком". Прокурор потребовал оштрафовать Ринди Сам на 4200 евро, а также отправить ее на курс лекций по "цивилизованному поведению".
Надо сказать, что нападения на полотна великих мастеров в Западной Европе - явление довольно распространенное. Больше всего доставалось Рембрандту, особенно его знаменитому "Ночному дозору", который хранится в государственном музее Амстердама. Во время первой мировой войны ее порезал местный сапожник. В 70-е годы прошлого столетия 12 ножевых ран "Дозору" нанес университетский преподаватель с больной психикой, а в апреле 1990 года ее облил кислотой 30-летний безработный. Кстати, "кислотный" метод используется вандалами довольно широко. Достаточно вспомнить хотя бы "Данаю" того же Рембрандта, выставленную в Эрмитаже. На нее выплеснул серную кислоту, а также порезал в середине 80-х годов явно сбрендивший литовский житель Бронюс Майгис.
Доставалось и "Джоконде" Леонардо да Винчи. В нее метали камни, пузырьки с краской, пытались порезать. До тех пор, пока картину не поместили сначала за пуленепробиваемое стекло, а затем вообще в отдельную сверхзащищенную комнату Лувра.