У ДЕВЧОНОК ПЕРВАЯ ЗАРПЛАТА

"Труд" продолжает следить за судьбой трех своих подопечных - молодых специалистов из российской глубинки. В предыдущих публикациях мы рассказали о первых трудовых буднях врача из Красноярского края Юлии Вафиной, начинающего учителя информатики из Ростова-на-Дону Александры Пономаревой и инженера-программиста из Екатеринбурга Марии Уральской. В каком приподнятом настроении вышли все три девушки на работу! Но прошли полтора месяца, получена первая зарплата. И настроение у наших подопечных стало меняться...

МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ НЕ НА ЧТО КУПИТЬ КОЛГОТКИ
Первая зарплата Александры Пономаревой составила "чистыми" 2,5 тысячи рублей, при этом ее недельная нагрузка - 21 час. 1300 рублей отдала за койко-место в доме без удобств, где снимает угол. Из оставшихся 1200 рублей Александра в первую очередь планирует купить книгу по информатике "Открытый урок". Прочие деньги - на мелочи: моющие средства и транспорт. Питается исключительно с огорода родителей.
"Уйти или не уйти?" - такой горький вопрос задает себе в последние дни Александра Пономарева. А ведь она учительствует только второй месяц!
- Не мешайте вести урок! - раз десять в течение получаса просила Александра двух 15-летних учеников, сидевших на второй парте. Те, повернувшись к ней спиной, и ухом не повели. Пришлось выставить за дверь.
На следующем уроке пол-класса вместо домашнего задания развернули пустые тетрадки - дома они даже не открывали учебники! "Сюрпризом" был отмечен и третий урок - восьмиклассник встал и без разрешения вышел из класса. Ему, видите ли, так захотелось. "Недотепа, неумеха! И зачем только я пошла работать в школу?" - корила себя вечером Пономарева.
"Они меня не слушают, класс держать не умею. Чувствую, что моя энергия тратится впустую, уходит в никуда", - пожаловалась Саша бывшим однокурсникам, когда они в выходной день встретились в кафешке. Кстати, из всего выпуска только четверо пошли работать в школу. Как выяснилось, двое из них уже подумывают, как оттуда "сдернуть".
Александра Пономарева - не сторонница поспешных решений. А потому решила опросить коллег, как они начинали работать в школе. Самый дельный совет дала директор школы Алла Лисовская: "Главное - не держи зла. Такова наша профессия, мы должны уметь прощать - это же дети".
Тем временем всегда улыбающуюся Александру Пономареву стало серьезно угнетать хроническое безденежье. В частности, раньше она с горячностью убеждала младшую сестру Женю (она учится на 3-м курсе того же факультета информатики, что окончила Александра) уже с 4-го курса идти работать в школу - для педстажа. Но во время недавней их встречи старшая сестра осторожно намекнула младшей: "Решай сама, сможешь ли работать в школе? Ты видишь, как я живу..."
Продуктами дочь снабжают родители. Но в выращенных овощах и курах-утках есть Сашин труд - в выходные она ездит в деревню рыхлить грядки и ухаживать за птицей. Разумеется, Александра могла бы в довесок к "смешной" своей зарплате найти подработку вне школы. Но тогда бы у нее не осталось времени для подготовки к урокам. Альтернатива жесткая - или зарабатывай дополнительные деньги, или добросовестно относись к своим обязанностям - в счет будущих профессиональных успехов.
Александра предпочла второе. 16 октября наша подшефная будет проводить первый в своей жизни открытый урок - в присутствии директора и завуча школы. Это - своеобразный экзамен, по итогам которого ей поднимут (будем надеяться на это) квалификационный разряд. Что в свою очередь "грозит" повышением зарплаты молодой учительницы... на пару сотен рублей.
СЕЛЬСКИЙ ВРАЧ СПИТ ЧЕРЕЗ ДЕНЬ

Первая зарплата сельского терапевта составила 15,5 тысячи рублей. Но Юля работает на полторы ставки. На питание семья в месяц расходует 5 - 7 тысяч рублей плюс коммунальные платежи за квартиру - около тысячи. Еще тысяча уходит на оплату мобильных телефонов - другой связи в поселке нет. Основные расходы в семье - на покупку мебели и бытовой техники в новую квартиру.
Врач-терапевт иланской поликлиники Юлия Вафина вернулась из маленького незапланированного отпуска. Формально человеку, совсем недавно приступившему к своим обязанностям, отдых не положен. Но у ее мужа, судмедэксперта, начавшего трудиться на год раньше, отпуск как раз подоспел.
Решили рвануть к родственникам в Тамбов - у брата мужа случился юбилей. Неожиданная поездка выливалась в копеечку, хотя экономили врачи на всем. Поехали на поезде в плацкартном вагоне - в один конец добирались три дня, дорога в общей сложности "съела" шесть тысяч рублей.
Еще до поездки, как и собирались, они успели купить телевизор "Филлипс" - так что особо больших трат впереди не предвидится. Зимняя обувь и одежда в основном есть - как минимум еще год Юля проходит в своей скромной дубленке, а Вадим - в пуховике. Нужны шапки и перчатки, но это мелочь. Меховым головным уборам они предпочитают простые - вязаные.
Еще одна статья расходов - мобильные телефоны. Домашнего номера в служебной квартире нет, а на работе у Юли стоит железнодорожный телефон - дозвониться по нему, к примеру, из Красноярска невозможно. Пациентов очень много - за день молодой терапевт принимает человек 30 - 35 плюс вызовы на дом. Кроме обычной работы, Юля взяла дополнительные ночные дежурства в больнице - за 12-часовую смену ей платят около 400 рублей. Впрочем, работы Юля не боится, хоть и спит практически через день.
Главная проблема - приходится быть оторванной от своей социальной среды, да и с досугом в селе напряженка - после работы пойти практически некуда. Пока Юля вживается в работу - терпимо. А что ждет ее, городскую девчонку, завтра? И захотят ли супруги Вафины, чтобы их будущие дети получали сельское образование? Но выхода нет - только здесь, в селе, власти выделили им двухкомнатную служебную квартиру. В городе об этом никто даже не мечтает.
ПРОГРАММИСТ МАРИЯ МЕЧТАЕТ О РЕБЕНКЕ... ВИРТУАЛЬНО
Первая зарплата молодого инженера Марии Уральской - 20 тысяч рублей. Обязательные траты на питание - около 4 тысяч рублей в месяц (бизнес-ланч в обеденный перерыв - каждый день по 60 - 90 рублей). Еще три тысячи уходит на бензин - подержанную "Тойоту" с правым рулем Мария купила по окончании вуза. Сейчас машину пора "переобувать", самые простенькие колеса стоят 2 - 2,5 тысячи, и надо их четыре штуки. К тому же авто не повредила бы и сигнализация - это еще 1,5 тысячи.
Мария живет с мамой, и коммунальные услуги оплачивает та, как говорит молодой инженер, "по старой привычке"; впрочем, за однокомнатную квартиру получается немного. Одна из статей расходов - одежда. Так на следующий месяц у Марии запланирована покупка "зимнего снаряжения". Обувью на этот сезон она себя уже обеспечила. "Когда подобных расходов нет, то удается немного денег отложить. Особо, так чтобы на рисе и воде сидеть, не экономлю, - смеется Мария. - И в удовольствиях себе стараюсь не отказывать - хожу в кино, катаюсь на картингах, на коньках, на горных лыжах".
Правда, сейчас свободного времени у нее немного: она поступает в аспирантуру. И о личной жизни не забывает - сейчас для Марии это один из самых актуальных вопросов. В ближайший год наша подопечная планирует выйти замуж - на свадьбе в позапрошлую субботу она поймала букет невесты. Еще через пару лет Маша хотела бы родить ребенка.
Одна загвоздка: на какие деньги тогда жить? А главное - где? Однокомнатная квартира в старом доме в Екатеринбурге стоит сегодня полтора миллиона рублей - даже с такой приличной зарплатой, как у Маши, на нее удастся заработать не раньше, чем через 15 лет. Но нашей героине тогда будет под сорок. Получается, демографию будут улучшать без Марии?
ТРИ ВОПРОСА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ МИХАИЛУ ФРАДКОВУ
1. На чем еще сэкономить молодой бесквартирной учительнице с зарплатой 2,5 тысячи рублей, если она и так уже не покупает еду и одежду?
2. Как не одичать молодому врачу в глухой сельской больнице, если из всех благ цивилизации там лишь полуразрушенный клуб?
3. Что выбрать молодому инженеру: 15 лет копить на собственную квартиру и родить единственного ребенка в сорок лет или обзавестись двумя- тремя очаровательными крошками, но обитать всем в однокомнатной квартире с мамой-пенсионеркой?