100 лет назад в такие же октябрьские дни Российская империя пребывала в состоянии лихорадки и на грани паралича. К этому ее привела всеобщая политическая стачка, которая уже парализовала жизнь обеих столиц и многих крупных городов. Для больного нашлось, как казалось правительству, сильнодействующее успокоительное. 17 октября 1905 года Николай II издал Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка.
Замечено, что когда этот самый порядок приходит в полное расстройство, неожиданно обнаруживаются неведомые доселе средства для его восстановления и даже усовершенствования. Манифест декларировал такие гражданские свободы, о которых рядовой обыватель даже намедни и помыслить не смел: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов.
Недовольство тут же высказали радикальные элементы - непримиримые противники самодержавия. Они всячески умаляли значение свобод, дарованных свыше, ибо ценили только завоеванные в бескомпромиссной борьбе. Эти ядовитые строчки люди старших поколений знали наизусть, как таблицу умножения:
Царь испугался, издал Манифест:
Мертвым - свободу, живых - под арест.
Последнее не вполне соответствовало действительности, ибо уже через несколько дней, идя на уступки, царю пришлось издавать указ "Об облегчении участи лиц, впавших до воспоследования Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 г. в преступные деяния государственные". Попросту говоря, объявили амнистию за политические преступления. А вскоре был обнародован еще один Манифест - "Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения". Неправда ли, что-то слышится родное?
Но, как водится, опоздали. То же слово, да раньше бы молвить! Чем ближе к зиме, тем становилось жарче. Власть одной рукой дарила свободы, а другой карала. Во многих местах забастовочная борьба перерастала в вооруженную, пока не достигла апогея - декабрьского вооруженного восстания.
Если хоть в какой-то мере правильно определение классиков марксизма, что "революции - локомотивы истории", то сто лет назад российский революционный паровоз раскочегарили основательно. Недостатка ни в машинистах, ни в их помощниках, ни в кочегарах не было. И пар, как это нередко бывает у реформаторов, ушел не только в гудок. Подытожим:
"Наш паровоз, вперед лети!.."
И с этой песней жили...
"Иного нет у нас пути".
А рельсы проложили?