До каких пределов дойдет эскалация, какой выход из этой ситуации видится?
В ночь на вторник, 10 сентября, российские системы ПВО отражали массированные атаки на Москву беспилотников, счет их идет уже на десятки и сотни. В результате пожара в Подмосковье сгорели квартиры, погибла женщина, постоянно переносятся рейсы в столичных аэропортах. До каких пределов дойдет эскалация, какой выход из этой ситуации видится?
Георгий Бовт, публицист, политолог
— Насколько мне известно, Киев может производить порядка 150 дальнобойных дронов за две недели. Ресурсы на это фактически не ограничены. Причем производства разбросаны по разным точкам, в том числе и за пределами Украины. Тенденция к подобным налетам беспилотников целыми «роями» будет нарастать и коснется многих российских регионов. Что дальше? История показывает, что удары по гражданской инфраструктуре не решают исход конфликта, а лишь ожесточают стороны и уводят все дальше от политического решения конфликта. До дипломатии, увы, сегодня все так же далеко. Да, москвичам, как и жителям других наших регионов, трудно привыкнуть к атакам беспилотников, угрозы и тревоги населения будут усиливаться, но серьезно повлиять на ход событий эти настроения не смогут.
Андрей Суздальцев, политолог
— Люди способны жить под обстрелами, строить города, водить в школу детей и при этом понимать, что в один день могут не вернуться домой. К такому невозможно привыкнуть. Но проявлений паники я не вижу. Понятно, что из этих полутора сотен БПЛА процентов 90 были сбиты. Это большое дело. Но гарантировать безопасность людям и сохранность их жилья и имущества никто сейчас не может. Подобного рода налеты стоило ожидать. Больше того: теперь есть риск столкнуться и с ударами дальнобойных ракет. Все слова про «запреты» Запада использовать какую-то технику — ерунда. Де-факто никаких запретов нет.
Почему так много дронов полетело к Москве именно в ночь на вторник? Если обратить внимание на украинские СМИ, это своего рода «ответ» на недавние удары РФ по Украине ракетами и дронами. К чему приведут подобные обмены ударами? Заметного, демонстративного процесса переговоров мы не увидим. Однако такие налеты естественным путем наращивают интенсивность обмена информацией между противоборствующими сторонами и третьими странами. Повторю: обольщаться не стоит, вряд ли в ближайшее время все это окончится переговорами. В ходе военного конфликта, идущего по нарастающей, чаша весов может склоняться то в одну, то в другую сторону. Гибнут люди, рушатся экономики. В игру вступает и ее величество случайность. Пока только ясно, что все слова про дружбу народов обернулись мифом — и мы в этом убедились таким вот жутковатым образом.
Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт
— Никаких особенных следствий этих атак я не вижу и не ожидаю. Наша система ПВО практически не пропускает вражеские БПЛА к намеченным Киевом целям. В плановом порядке стоит усилить организацию системы выпуска номенклатуры техники для ПВО. В обозримом будущем налеты продолжатся, к ним могут прибавиться и удары дальнобойными орудиями — к такому повороту должны готовиться наши и военные, и гражданские структуры.
Александр Перенджиев, военный политолог, доцент РЭУ имени Плеханова
— Я бы не выделял особым образом налеты на Москву, это как минимум несправедливо. Есть еще Курск, Новороссийск, Белгород и многие другие города... Оглашения каких-то специальных решений по защите Москвы я не ожидаю. Но искать средства защиты, совершенствовать их жизненно необходимо. Может быть, создать системную защиту радиоэлектронную, разрабатывать противодронные системы, в целом совершенствовать ПВО. Очевидно, что налеты беспилотников не прекратятся, их интенсивность будет только нарастать. И с этой реальностью нам придется жить.