Разговор с победителем Паралимпиады в Париже и его тренером
Итог Паралимпиады в Париже: россияне завоевали 20 золотых медалей + 21 серебряную + 23 бронзовые и восьмое место в неофициальном командном зачёте. Вполне реально было занять пятое и даже четвертое, от которых нас отделили соответственно 4 и 6 побед. Сделаем поправки на то, что российские лидеры во многих дисциплинах не попали в Париж. Так что, несмотря на массовый уход из спорта после санкций, начавшихся ещё в 2015 году, паралимпийская Россия остаётся конкурентноспособной.
10 сентября наши паралимпийцы вернулись в Россию. Летели из Москвы в Париж лишние 10 часов - из-за ночной атаки дронов в аэропорту. Сначала вместо Внукова самолёт посадили в Шереметьево, там сидели два часа. Потом до Внуково час летели. Оттуда всех чемпионов и призёров повезли по разным мероприятий. Так что корреспонденту «Труда» удалось дозвониться лишь до тренера Александра Костина (второе место в беге на 5000 м и победа на 1500 среди слабовидящих). Опытнейший барнаульский специалист Сергей Иванович Мануйлов за свою карьеру подготовил немало сильных атлетов – и здоровых, и паралимпийцев. Вот что он рассказал нам сразу по возвращению из Парижа:
- Во Внуково была торжественная встреча. Потом спортсмены отправились в телестудию, а я сразу - домой в Барнаул, где меня ждут другие воспитанники.
- По ходу Олимпиады и Паралимпиады в Париже многие СМИ выливали ушаты помоев на организацию Игр. А как бы вы оценили?
- Я был также на Паралимпиадах в Лондоне и Токио. В Лондоне идеальный порядок, я бы поставил 5. В Токио-2021 и чемпионате мира-2024 в Кобе – ещё лучше, ставлю 5 с плюсом. В Париже местами грязновато, в последние несколько дней на входе охранники проявляли беспечность, у нас перестали документы даже проверять. Но в целом с такой сложной глобальной задачей организаторы справились. Ставлю 5 с минусом. В общем, старались и работали умело.
- А отношение к россиянам?
- Вполне доброжелательное. Представители всех стран относились к нам, как обычно. Украинцы просто избегали контактов с нами, в том числе и фотографироваться вместе после награждения. Но никакой агрессии. А зрители поддерживали и реагировали на наши победы дружными криками и громкими аплодисментами. Непривычно громкими! Так много болельщиков, как сейчас на Стад де Франс паралимпийские турниры вообще не собирали (Паралимпиада в Токио-2021 проходила без зрителей – «Труд»). Кроме Костина, прошел отбор в Париж ещё один мой ученик, но его не допустили, и не объяснили – почему. И ещё мой ученик Саня Сорокин сейчас в Париже выполнял функции лидера, то есть, вёл по дистанции бегуна с нулевым уровнем зрения.
- Если бы Костин готовился к Паралимпиаде в нормальных условиях, мог бы завоевать два «золота»?
- Несмотря на всю неопределенность участия нашего, мы готовились в полную силу. Саша работал «на крови». Шла жёсткая скоростная работа. Он отобрался на Паралимпиаду в мае по результату, заняв третье место на чемпионате мира в японском Кобе. Но у нас был печальный опыт Паралимпиады в Рио-2016, когда не пустили туда оптом всех россиян. Без всякой причины. За предшествовавшие 5 лет из всей российской легкоатлетической сборной лишь один попался на допинге, и тот был десятым номером в команде. Тогда мы целую неделю сидели в Новогорске на чемоданах, готовые к вылету из Шереметьева. В итоге так и не попали на Паралимпиаду. Или как в Пекине-2022 не пустили россиян соревноваться в последний момент - после того, как они уже провели официальные тренировки на трассах. Эта печальная память была свежа. И сейчас мы, наученные горьким опытом, поверили в наше участие, лишь когда самолёт оторвался от взлётки и взял курс на Париж.
- Но начнём с момента, как наших не пустили на зимнюю Паралимпиаду в Пекине-2022…
- Россиянам удалось восстановить членство в Международном Паралимпийском комитете IPC в конце 2023 года через суды в CAS. В начале 2024 года наши соревновались в Дубае, потом Тунисе, на ЧМ в Кобе. Но давали нам мало квот на участие – 4-6 человек. Кто не прошёл отбор там, для них ещё Паралимпийский комитет РФ сумел добиться, чтобы Кубку России в Екатеринбурге IPC присвоил статус международного турнира. Приехал делегат IPC, и лучшие результаты на турнире стали квалификационными к Играм. Сейчас легкоатлетов в Париж приехало немало – 48 человек. Но для сравнения: в Лондоне было 102. Когда говорят о паралимпийцах по зрению, не означает, что спортсмен просто носит очки с диоптриями. Помимо дальнозоркости и близорукости, это обычно в наличии атрофия зрительного нерва, глаукома и другие тяжёлые заболевания. Т-13 по международной классификации, или по-нашему В3, когда плохо видят (острота зрения не более 1/10-й после коррекции, поле зрения не более 20°) и В2 – очень плохо видят (острота зрения не более 1/30-й после коррекции, поле зрения не более 5°). Раньше Саша Костин бегал с лидером (то есть поводырём) Юрой Клопцовым, - одним из лучших «здоровых» стипльчезистов России. Но в Париж Юру не пустили, так как выступает за «Динамо». Потому в Париже Костину пришлось соревноваться в группе В3 с теми, кто видит лучше него. И на дистанции 5000 метров зрение подвело. Начало забега было медленным, а потом Саша «зевнул» скоростной финиш соперников и был на финише лишь третьим. А быстро начинать в Париже мы не хотели, потому что на ЧМ в Кобе за Костиным соперники отсиделись, и на финише двое опередили.
- В Париже главным фаворитом все считали австралийца Джареда Клиффорда – обладателя мировых рекордов на 1500 – 3 минуты 41 секунда и бежавшего 5000 быстрее 14 минут! Как Костину и Кулятину удалось победить его?
- Джаред бежал с лидером 5000 метров, где было медленное начало, но потом такой быстрый финиш, что его лидер на последних метрах сдал, финишировал после Клиффорда, за это нарушение правил его дисквалифицировали. Клиффорд вышел на полуторку потом злой, повёл её в быстром темпе. Теперь уже наши отсиделись за ним. Костин был первым на финише, алжирец Джебабли вторым, и ещё наш Антон Кулятин выиграл у Клиффорда сотые доли секунды. А он остался без медалей. Кстати, наш тотально слепой (группа Т-11) Федя Рудаков претендовал на медаль, но упал на дистанции вместе с «поводырём». И вообще представляете - как тотально слепые быстро бегут?! Чемпион из Бразилии имеет личный рекорд 3 минуты 52 секунды, это уровень кандидата в мастера у здоровых бегунов!
- Вы говорили: Костин в месяц по 500-600 километров пробегает. Как умудряется набирать с плохим то зрением?! Не спотыкается во время длинных кроссов на природе?
- Длинные кроссы в основном бегает в Кисловодске и в Киргизии, где условия более-менее подходящие, а трассы шоссейные ровные. По грунту лучше не бежать, - на любой мелкой кочке можно споткнуться и на скорости упасть.
- Но долгие бег по асфальту ведь «бьёт» по надкостницам, суставам и ахиллам.
- Конечно. В последнее время выходим из сложного положения с помощью тренажёрной беговой дорожки. Барнаульское министерство спорта нам приобрело два таких тренажёра по 500 тысяч рублей. Кстати, в последние пару лет норвежские бегуны стали активно пользоваться такими же тренажёрами, а мы в Барнауле – уже пять лет. При нашем холодном климате для бегуна высокого уровня – вещь необходимая, а если проблемы со зрением – тем более.
- Главный тренер колясочников Сергей Шилов сказал «Труду», что инвалиды по зрению имеют преимущество в том, что могут соревноваться со здоровыми спортсменами.
- И довольно успешно! Костин в этом сезоне выиграл чемпионат Сибири. А в июле Открытом Кубке России на 1500 метров занял 4-е место, Антон Кулятин – 5-е. Но впереди них были два белоруса. Так что среди россиян считайте - второе и третье места. А паралимпийский чемпион Парижа среди ампутантов Иван Яремчук (бегает без руки) однажды был на чемпионате России (среди здоровых) на 5000 метров третье место.
«Победные секунды Костина в Париже. С таким результатом можно успешно бегать на чемпионатах России среди здоровых атлетов!»
- Но на тренировках инвалиды по зрению часто падают?
- Про себя я восхищаюсь их мужеством и стойкостью. Но вслух им говорю: «Если ты тренируешься и бегаешь со здоровыми людьми, то ты – никакой не инвалид». Хотя случалось, Костин и другие не замечали столбы, другие препятствия и врезались в них на бегу. Но серьёзных травм из-за падений у него, к счастью, не случалось. Ну, на руках обычно перчатки, чтобы ладони не раздирать при падении.
- Были у вас недоброжелатели и патриотствующие критики по поводу нейтрального статуса в Париже?
- Даже когда Саша где-то выигрывал, в Барнауле земляки заявляли: «На СВО наши люди гибнут, а вы бегаете с врагами!» Я в таких случаях старался его оберегать от любой подобной информации, и особенно от обсуждений в интернете. Но все-таки такие критики в явном меньшинстве. А сейчас ещё и много телезрителей на Матч ТВ посмотрели репортажи с Паралимпиады и увидели какие отважные эти люди. Особенно как на протезах бегут или прыгают. Например, в длину на 8 метров 54 см. Но некоторые падают на громадной скорости. Конечно, таких людей нельзя не уважать. Соответственно, и к российским паралимпийцам отношение улучшилось.
- Сейчас все обсуждают – как жена Костина болела за него.
- Маша тоже сильная спортсменка. До того, как родить ребёнка, выполнила норматив мастера спорта на полумарафоне. А сейчас, пока сын маленький, она набрала группу новичков и любителей, тренирует их в Барнауле. А ребёнку на это время няню нанимает. Конечно, Саша разлуку с семьёй тяжело переносит. Но я прошу его и Машу потерпеть немного. Ведь когда Саша возвращается домой, от двухлетнего сына заражается простудными заболеваниями, много дней выпадает из тренировочного графика. Потому мы стараемся тренироваться вне дома. Даже когда нет в календаре сборов, сами уезжаем и где-то квартиру снимаем. Маша родом из Бийска, училась в Омске, занималась у других тренеров. А в Барнауле иногда вместе с Сашей длинные кроссы она бегает. Когда ребёнок подрастёт, если ситуация позволит, они начнут вообще тренироваться вместе. У Маши есть желание вернуться на уровень высоких результатов. Настоящая боевая подруга!