Так считал великий русский писатель Антон Чехов. Он прожил в этом удивительном городе последние годы своей жизни
В Ялте проходит телекинофорум «Вместе», в рамках которого мастера кино и ТВ из 15 стран показывают жителям и гостям Крыма свои работы, обсуждают тенденции развития экранных искусств. Богатая культурная программа смотра вместила в себя и посещение Дома-музея Чехова, который еще именуют Белой дачей. В Ялте, в основательном каменном доме, стены которого были выкрашены в непривычный для того времени белый цвет, Антон Павлович прожил почти пять лет. Здесь, уже тяжело больной туберкулезом легких, он написал повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста», «На святках», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад». Наконец, подготовил и отредактировал первое Полное собрание сочинений.
Белой даче в день нашего визита исполнилось ровно 120 лет. Голый участок земли без единой постройки, с кое-где растущей виноградной лозой Чехов приобрел в 1898 году, продав дачу в подмосковном Мелихово. Новое место подкупило его видом на Ялту, море и горы, реку Учан-Су. «Что за вид с нашего участка! Это не вид, а рахат-лукум», — писал Чехов в одном из своих писем. Правда, сестра писателя Мария Павловна, приехав в Ялту, не разделила его восторга. Участок показался ей диким, запущенным, вдобавок неподалеку было расположено действующее татарское кладбище, где в этот день как нарочно шли похороны. Но отступать было уже поздно. Да и вид на город и окрестности, в самом деле, оказался прекрасным.
Проект дома доверили не самому известному на тот момент архитектору Льву Шаповалову, постройка Белой дачи заняла меньше года. Чехов, живя в специально построенном флигеле, поторапливал строителей — врачи строго-настрого запретили ему зимовать в холодной Москве. В итоге 9 сентября 1899 года Чехов въехал в новый дом вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгений Яковлевной. Отец Антона Павловича к тому времени уже скончался. Как и младший брат писателя Николай, талантливый художник, которого погубили туберкулез и, что скрывать, бесшабашный образ жизни.
Чехов, сам врач, не заблуждался относительно своего страшного по тем временам диагноза. Но верил в целительный крымский климат больше, чем в пользу модных зарубежных курортов. «Я знаю много чахоточных, которые выздоровели оттого, что жили в Ялте. Этот город, который я знаю уже давно, более 10 лет, оставил во мне немало дурных воспоминании, но я эскулап, я должен быть объективен и судить по справедливости. Ялта лучше Ниццы, несравненно чище ее», — рассуждал он в одном из своих эпистолярных посланий.
Поселившись в Ялте, рассказали нам сотрудники музея, Антон Павлович занялся обустройством комнат (их четыре на первом этаже и столько же на втором) и возделыванием сада. Он посадил здесь множество деревьев и кустарников, в том числе, кипарисы, тополя, мушмулу, кедр, эквалипт, лимон, хурму, индийскую сирень, разные сорта роз. Чехов переписывался с садоводами, те присылали ему саженцы и семена цветов, щедро делились опытом. «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» — справедливо считал Чехов. И верил, что «через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна»...
На Белой даче сохранилась тетрадь, где рукою Чехова по-латыни и по-русски записано порядка 200 названий посаженных им растений. Примерно третья часть зеленых насаждений сохранилась с тех давних пор и, что называется, «помнят Чехова». Плодоносит, пусть уже и скудно, посаженная Антоном Павловичем груша, отцвела посаженная писателем магнолия. Я постоял в их тени, посидел на скромной деревянной скамейке, которая стоит здесь, как это было при жизни великого писателя.
Внутри дома все вещи подлинные. Длиннополое кожаное пальто, в котором Чехов совершил беспримерную поездку на Сахалин. Мебель, столовая посуда, настенные часы, телефон, пианино. Рабочий стол писателя, который Антон Павлович перевез из Мелихова. Портрет чтимого им Пушкина, фотопортрет самого Чехова. Гениальный этюд Левитана с лунной ночью, стогами сена, написанный художником на Белой даче на куске картона буквально за полчаса. Это случилось после невольной жалобы писателя, что он тоскует по неброским северным пейзажам.
Исаак Ильич был далеко не единственным, кто часто бывал на Белой даче. Здесь останавливались, иногда подолгу (в ялтинском доме была предусмотрена гостевая комната) Иван Бунин, Александр Куприн, Максим Горький, Леонид Андреев, Владимир Гиляровский, Станиславский и Немирович-Данченко, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин. Когда Федор Иванович своим раскатистым басом исполнял русские романсы и народные песни, широко открывались окна дома: его голосу было тесно в стенах небольшой дачи, похожей своими тесными размерами, по ироничной оценке Чехова, на коробку из-под сардин.
Дом Чехова был открыт для посещения любителями изящной словесности в первый же год после смерти Чехова. Писатель, как известно, скончался в июле 1904 года в немецком Баденвайлере, куда его отвезла жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Позже Чехов был похоронен на Новодевичьем кладбище. Благодаря подвижнической деятельности Марии Павловны, которая прожила 93 года и умерла в 1957 году, Дом-музей Чехова благополучно пережил разор революции и гражданской войны, не пострадал в немецкую оккупацию. Ни один мемориальный экспонат до сегодняшнего дня не был утрачен. Обстановка в комнатах осталась ровно такой, какой она была при Чехове.
Сегодня Белая дача — памятник культуры общенационального значения, поистине святое место для всех, кто любит творчество великого писателя. Ежегодно дом Чехова в Ялте посещают тысячи и тысячи туристов. Вот и нашей телевизионно-кинематографической делегации едва нашли место в плотном экскурсионном графике. Оно и понятно: посетить Белую дачу в день ее 120-летия — большая удача. Тем более, что сотрудники музея по случаю празднования годовщины новоселья накрыли в саду столы с чаем, пирогами и пряниками, приготовленными по рецептам семьи Чеховых, показали небольшое театрализованное представление. И корреспондент «Труда» там был, чай с вареньем пил. Чего и вам всем желает.