Почему до УК не дошли поправки, приравнивающие торговлю поддельными лекарствами к распространению наркотиков?
В конце прошлого года в Госдуме неспешно начали рассматривать законопроект, приравнивающий торговлю поддельными лекарствами к распространению наркотиков. Особый упор авторы законопроекта делали на интернет-аптеках. И тут очень кстати появились сетования всевозможных экспертов о толченом меле и опасных таблетках из интернет-пространства. Однако за год до внесения поправок в Уголовный кодекс дело так и не дошло. Почему же?
Российское законодательство в части оборота лекарственных средств таково, что торговля любыми медикаментами дистанционно запрещена, а все лекарства, которые продаются через интернет или доставляются на дом, — контрафакт (хотя и необязательно подделка). Любая дистанционная продажа медикаментов незаконна. Максимум, что могут предложить интернет-аптеки, — это оформить заказ, а потом покупатель должен прийти в обычную аптеку своими ногами и забрать его. Курьерская доставка из аптек также под запретом. Ограничения распространяются и на БАДы.
Теоретически через интернет могут торговать настоящими лекарствами. Однако, например, в Ассоциации российских фармпроизводителей утверждают, что 70% препаратов, купленных с нарушением закона, будут подделкой (такую статистику показали контрольные закупки специалистов Росздравнадзора по Москве и Подмосковью).
В некоторых случаях под видом лекарств и БАДов продавали что-то бесполезное, но безобидное — вроде мела. Однако в некоторых случаях подделки были весьма опасными. Никаких гарантий, как оказалось, не дает даже заявленный импортный производитель (недавно генеральный директорат Еврокомиссии по здравоохранению и правам потребителей уведомил российских коллег о восьми смертельных случаях в результате употребления купленных в Сети жиросжигателей).
Зачастую выясняется, что если купленное в Сети лекарство не действует, то и предъявлять претензии некому — сайты открываются, закрываются, путают следы, переезжая с домена на домен. А вот если подозрения возникли в отношении ассортимента обычных аптек, есть шансы побороться за справедливость и свой кошелек.
В официальных рекомендациях Росздравнадзора говорится, что люди, подозревающие, что купленное лекарство является подделкой, вправе обратиться в специальные аккредитованные лаборатории для проведения экспертизы. И только если исследование подтвердит, что, допустим, в таблетках от аллергии слишком много глюконата кальция, обманутым покупателям будут рады в этом ведомстве.
Однако есть и другие способы снять хотя бы часть сомнений. Прежде всего по закону «О защите прав потребителей» аптека обязана по требованию покупателя предоставлять копии деклараций о соответствии или сертификатов соответствия для всех лекарственных препаратов, БАДов и медицинских изделий. Кроме того, на сайтах Росздравнадзора и Минздрава РФ имеется постоянно обновляемый госреестр лекарств, в котором можно сверить серийный номер купленного средства, дату производства, производителя и другие подробности. Поиск работает как по торговым наименованиям (например, аспирин), так и по действующему веществу (ацетилсалициловая кислота).
Если поиск в реестре безрезультатен или полученные данные вас насторожили, можно сделать следующий шаг — позвонить заявленному на упаковке производителю. Уважающие себя компании внимательно относятся к сообщениям о возможных подделках и помогут перепроверить данные о серии лекарств. Так, во время эксперимента, устроенного нашей редакцией, подмосковная фармкомпания запросила фотографии упаковки и блистеров таблеток с серийным номером, который не обнаружился в реестре.
Выяснилось, что лекарство все-таки настоящее, а в госреестр его как раз загружают.
А вот совет от главы Центра по защите прав граждан в сфере здравоохранения «Право на здоровье» Николая Чернышука. Он напомнил, что правоотношения в сфере торговли регулируются законом «О защите прав потребителей», надзорным органом (в данном случае — Роспотребнадзор). А раз речь идет о лекарствах, реагировать на нарушения обязан и Росздравнадзор.
Если товар оказался некачественным, покупатель может потребовать вернуть деньги или заменить покупку на качественный аналог. Но в обоих случаях придется доказать, что товар не соответствует обещаниям продавца и требованиям закона. «Наиболее распространенными нарушениями являются: содержание действующего вещества в препарате не соответствует указанному в аннотации к препарату; упаковка или маркировка не содержит необходимой информации или имеет видимые дефекты; есть неоднородность распределения действующего вещества по дозам препарата», — перечислил эксперт.
Эти нарушения, отметил Николай Чернышук, затруднительно определить самостоятельно — без специальных навыков и оборудования. А потому есть смысл добиваться проведения экспертизы за счет продавца или силами Росздравнадзора.
«В случае выявления дефектов покупатель имеет право вернуть не только стоимость приобретенного лекарства, но и компенсацию морального вреда, если дело дошло до суда. Конечно, в случае разбирательства в судебном порядке шансы на выигрыш зависят от количества предоставленных в суд документов и результатов проведенной экспертизы», — признал защитник прав пациентов.
В любом случае при обнаружении недостатков в препарате не стоит рисковать здоровьем и продолжать прием препаратов. Особенно это касается лекарств с истекшим сроком годности. Здоровье дороже!