Как известные спортсмены заработали свои первые деньги
В начале нового учебного года футбольные знаменитости пристраивают своих наследников: на днях 11-летний сын Дэвида Бекхэма подписал контракт с «Арсеналом», а 14-летний сын Жозе Моуриньо — с «Фулхэмом». «Труд» рассказывает о звездных отпрысках, которые уже в столь юном возрасте практически обеспечили себе безбедную старость, и интересуется у других известных спортсменов, где и как они получили свой первый заработок.
У Дэвида Бекхэма трое сыновей, и все пошли по стопам отца. Более того, 14-летний Бруклин и 8-летний Круз являются страстными поклонниками «Манчестер Юнайтед», где Бекс в свое время заработал себе имя. Правда, тренируются они в академии «Челси». Ромео, которому 1 сентября исполнилось 11 лет, до недавних пор составлял им компанию. Однако сердце юного Бекхэма принадлежит «Арсеналу», и теперь его мечта сбылась. Теперь Бекхэм-младший постигает футбольную мудрость под присмотром любимого коуча Арсена Венгера.
Правда, в силу возраста Ромео числится пока лишь в академии — в юношескую команду «Арсенала» принимают с 12 лет. Так что до первого профессионального контракта Бекхэму-младшему остался ровно год. Впрочем, отсутствие заработка явно не смущает мальчика, чей отец зарабатывает свыше 30 млн долларов ежегодно. Тем более что все остальные атрибуты восходящей звезды у него уже в наличии: Ромео является промоутером детской линии одежды от Burberry и занимает 26-е место в списке самых стильных джентльменов Британии. Сын Моуриньо, которого, так же как и его выдающегося отца, зовут Жозе, такой популярностью пока похвастать не может. Однако за выступления в «Фулхэме» ему уже причитаются несколько тысяч фунтов стерлингов. Точная сумма контракта не разглашается, однако, по меркам юношеского футбола она высока. Что неудивительно: какой же клуб откажется заполучить в свои ряды наследника Особенного — лучшей рекламы для своей «молодежки» не придумать!
Любопытно, что прошлый сезон Моуриньо-младший провел в «Реале» — там, где и отец. Но теперь их пути разошлись: 50-летний Жозе отправился на запад Лондона в «Челси», 14-летний Жозе — на северный берег Темзы в «Фулхэм». Вероятно, юноша просто подустал находиться под строгим отцовским контролем. Впрочем, в следующем году он все-таки может оказаться в «Челси»: соглашение с нынешней командой рассчитано всего на сезон — это максимальный срок, который несовершеннолетним португальцам разрешается провести на одном месте работы за рубежом. К слову, Моуриньо-младший продолжает дело не только отца, но и деда, который был известным в Португалии 1960-х годов голкипером, а в 1972-м выиграл кубок страны.
Эдуард Мудрик, защитник сборной СССР и «Динамо»
— Я женился очень рано, сразу по окончании школы. Наши родители о свадьбе даже не знали, потому и не помогали деньгами. Стипендия в институте физкультуры хотя была и повышенная, но все равно ее не хватало. В основной состав «Динамо» я тогда еще не был включен, так что занятия спортом приносили мне чисто символические доходы. Лишь когда учился на третьем курсе института, меня оформили массажистом в «Динамо». А до того основной заработок приносил мне аккордеон, на котором я играл на свадьбах, на проводах в армию, на днях рождения. Получал от 100 до 300 рублей — это был конец 1950-х. Трех-четырех таких выступлений хватало на то, чтобы семье прокормиться. Иногда что-то давали и продуктами.
Виталий Кличко, чемпион мира по боксу
— Первые деньги я заработал в старших классах. Причем в сфере деятельности, далекой от спорта. Во время школьных каникул я обслуживал в качестве экскурсовода своих же сверстников, приезжавших в Киев на экскурсии. Водил их по памятным местам, по музеям, по выставкам. В плане заработка получалось рубля три в день — на эти деньги одному человеку можно было три раза хорошо покушать в столовой или кафе, но на ресторан не хватило бы. Нельзя сказать, что наша семья нуждалась в деньгах, хотя, конечно, мне приятно было купить что-то себе или младшему брату Володе. Но еще большее удовлетворение приносила сама работа — я с большим интересом изучал историю столицы Древней Руси.
Алексей Немов, четырехкратный олимпийский чемпион по гимнастике
— Когда я учился в школе, в материальном плане мы жили очень скромно. Мама немного зарабатывала, хотя все силы прикладывала к тому, чтобы мы не бедствовали. А в сборную я попал совсем в юном возрасте. Так что получал талоны, на которые можно было набрать в столовой или в буфете еды или деликатесов. Но от всяких сладостей я отказывался, по возможности старался питаться дома, а талоны менял на деньги. Если это можно назвать заработком, то на первые полученные таким образом наличные я купил себе джинсы.
Нина Пономарева, легкоатлетка, первая в истории СССР олимпийская чемпионка
— Сколько себя помню — всегда работала. Еще когда училась в младших классах, вовсю трудилась на полях колхоза. Но платили только продуктами или просто предоставляли возможность покушать. Первые наличные получила, когда в 17 лет устроилась продавцом в продовольственный магазин. Целых два года там работала, пока комсомольские вожаки не послали меня в приказном порядке на первенство Промкооперации по кроссу. Я там заняла третье место — это было первое мое свидание со спортом. А менее чем через год в составе эстафетной команды я уже побила всесоюзный рекорд. На выданную премию я купила себе пальто и туфли. С зарплаты продавщицы на это год пришлось бы копить деньги.
Анфиса Резцова, олимпийская чемпионка по лыжным гонкам и биатлону
— Моя мама была бригадиром почтальонов, и в летнее время многие из ее сотрудниц уходили в отпуск. И тогда мы с братом выполняли за них эту работу. Точно помню, что первый мой заработок — 110 рублей. Для конца 1970-х годов очень неплохие деньги. Мне было тогда лишь восемь лет. А первые свои деньги, уже связанные со спортом, я получила в 16 лет. В десятом классе меня оформили инструктором физкультуры в «Динамо», но единственной моей обязанностью было тренироваться и показывать хорошие результаты на соревнованиях.