Улыбка тоже бывает слышна

Современные тонкости хорошего тона

Если человека на короткое время лишить сотовой связи, он потеряет покой и способность радоваться жизни. К такому выводы пришли российские ученые, поставившие необычный эксперимент. У 300 добровольцев на две недели забрали мобильные телефоны. Вскоре семь из десяти человек заявили, что жить не могут «без этой штуковины», а четверть пожаловалась: отсутствие трубки подорвало их уверенность в себе и даже привело к проблемам со здоровьем. Многие испытуемые отметили потерю аппетита и депрессию. И только 30% особых изменений не почувствовало.

Еще два десятка лет назад трудно было себе представить, что средство связи поставит людей в такую зависимость от себя. Теперь же на самом высоком уровне не только обсуждаются технические особенности мобильных новинок, но и устанавливаются особые правила общения с их помощью. Мобильный этикет сегодня вошел в сферу общей культуры.

Любой этикет — светский или деловой — базируется на вежливости, доброжелательности, тактичности, корректности. Но если основой светского служит приятное времяпрепровождение, то деловое общение по телефону строится на таких важных моментах, как постановка цели, краткость изложения, четкая, грамотная речь.

Правила деловых переговоров

1. Перед тем как набрать номер, необходимо подготовиться к четкому и правильному произнесению слов. Интонация — важнейшее понятие в деловом мире. Она должна быть такой, чтобы собеседник почувствовал вашу уверенность в себе и компетентность, чтобы у него сформировался нужный вам образ. Варьируя свою тональность, избегайте монотонности.

2. Не забывайте о временных рамках. Звонок в будни раньше 8.00 и позже 22.00 считается дурным тоном. При этом если инициатором являетесь вы, постарайтесь не звонить партнерам в первую половину понедельника и во вторую половину пятницы, в первый и последний час рабочего времени, в обеденный перерыв.

3. Деловая беседа по телефону длится от 3 до 7 минут. И все-таки в начале разговора уместно поинтересоваться, сколько времени есть у человека на беседу. За короткое время важно не только правильно сформулировать мысль, но и постараться не раз обратиться к собеседнику по имени или имени-отчеству (с учетом его возраста и статуса). А в начале беседы необходимо представиться (четко назвать свои имя и фамилию).

4. Если звонят вам, отвечайте до пятого звонка. Сразу уточните, как зовут позвонившего, внимательно выслушайте его вопрос или проблему. А чтобы не переспрашивать, держите под рукой письменные принадлежности.

5. Избегайте молчания во время монолога вашего собеседника. Лучше создать видимость диалога: поддакивать и что-то уточнять по ходу разговора. Все внимание — на голос. Помните: улыбка тоже бывает «слышна».

6. В телефонной беседе запрещается перескакивать с одной темы на другую, перебивать или обвинять в чем-то собеседника; отходить от основной темы разговора, совмещать разговор по телефону с другими делами.

7. Первым заканчивает разговор или перезванивает в случае плохой связи тот, кто был инициатором звонка. Перед тем, как попрощаться и дать отбой, подтвердите достигнутые договоренности, согласуйте дату и время следующего контакта. Таким образом вы не допустите ощущения невежливого прерывания разговора.

8. Не забудьте в конце разговора поблагодарить собеседника за внимание и полученную вами информацию.

Самые распространенные ошибки

В телефонном этикете грубым нарушением правил считается:

— когда человек долго молчит, невнимательно слушает;

— ведет беседу в форме монолога;

— жует или зевает, разговаривая по телефону;

— одновременно разговаривает с окружающими его людьми;

— резко прерывает разговор;

— не перезванивает в назначенное время;

— затягивает разговор, когда собеседник явно намекает на нехватку времени.

Кого кому представить первым

Знакомство — штука нехитрая и даже приятная. Но и тут есть свои секреты. Главное — не перепутать, кого и как нужно представить.

В соответствии с общими правилами знакомства мужчину представляют женщине, младших по возрасту — старшим. А при знакомстве одного человека с целой компанией он называет свое имя первым, а потом выслушивает (и старается запомнить!) остальные имена. То же самое при знакомстве с супружеской парой.

Согласно этикету, первым подать руку для рукопожатия должен тот мужчина, кому представили другого. Но старший по службе или по возрасту — младшему. А вот женщина всегда подает руку мужчине (если хочет).

И обратный порядок здесь не проходит.

Когда вы знакомите кого-либо со своими родственниками, сначала представьте их, начиная с фраз: «моя племянница», «мой брат», «мой сын». Однако в том случае, если знакомите кого-то с родителями, в первую очередь следует, наоборот, назвать имя гостя.

Неэтично, представляя кого-то гостям, произносить фразу: «Это мой друг». Она может обидеть других собравшихся. Разве они враги?

Кому что подарить

Этикет не разрешает дарить детям деньги, а женщинам — спиртное.

На день рождения выбирайте те подарки, которыми будет пользоваться только сам именинник, а не вся его семья.

Предметы одежды, сумки, запонки и другие аксессуары дарятся лишь тогда, когда они носят логотип фирмы.

Ценники с любых подарочных вещей принято снимать.

Самым интимным и «сложным» подарком всегда считалось белье. Ведь необходимо учитывать не только вкус человека, которому оно предназначено, но и размер. Поэтому лучше вручить подарочный сертификат на приобретение белья, чтобы именинник сам его выбрал.

Дарить животных можно, только если вас об этом попросили. Исключением в разделе «живые подарки» являются растения.