— Александр Яковлевич, дайте совет, как сохранить такую работоспособность и энергию, как у вас.
—
— Ваши ближайшие концерты в Москве пройдут в октябре. Почему вы предпочитаете дать серию из десяти концертов на сцене Театра Российской армии, а не два в Кремле?
— Много лет даю эту серию концертов. Работаю в Москве раз в году. Приезжаю, «бомблю» и улетаю домой. У меня такая стратегия.
— Тяжело восстанавливаться после такой серии?
— Вздохну недельку и еду дальше.
— А в вашем родном Петербурге такая серия из десяти «выстрелов» возможна?
— Такая история будет для меня гибельна, потому что Питер никогда не выдержит 10 моих концертов подряд. В Питере у меня своя конкретная история — концерт по случаю открытия сезона в зале «Октябрьский»,
— Что споете на сей раз на юбилейных концертах?
—
— Михаил Веллер в интервью «Труду» признался, что летом выключает мозги и начинает отдыхать. А вы вот написали за лето песен на целый альбом!
— Я, к сожалению, никогда не выключаю мозги. Или к счастью. У меня не получается.
— Легко ли вам пишется летом, по жаре?
— Ну почему же по жаре? Я лежу себе в гостинице или в
— У вас что ни новая песня, то ностальгическая! Воспоминания о детстве, юности, родных,
— Да, у меня много ностальгии в песнях. Я очень часто к прожитому и пережитому возвращаюсь. А о чем писать? Вот мы с вами, Михаил, примерно одного возраста — о чем писать? Хотя я написал две сумасшедшие публицистические песни...
— В каком смысле — сумасшедшие?
— Во всех! Я сумасшедший уже в том, что я буду их петь. В старое время меня за них бы сразу посадили. Но эти песни еще и «сумасшедшие» с точки зрения их художественного значения, в смысле написания, хотя это, конечно, метафора. Не автору судить и оценивать свои песни. Но, как мне кажется, они получились. И по стихам, и по музыке. Их пока никто не слышал. Включу их в юбилейную программу.
— Александр Яковлевич, а когда вы в последний раз влюблялись?
— Почему сразу — в последний? Я периодически нахожусь в этом состоянии. Я человек творческий, поэт. Могу влюбиться, могу не влюбиться, могу ненавидеть — это ж такое дело.
— А я думал, что вы скажете: «Я влюблялся последний раз в одна тысяча девятьсот ... году...»
— ....и что это была моя жена! Моя жена Елена (
— А что еще вы бы хотели сделать, но пока не получается?
— Давно хочу делать большую программу с серьезными фольклорными коллективами. У меня есть планы на большой концерт с хором Пятницкого. Мы с художественным руководителем этого хора в большой дружбе и уважении друг к другу. И у нас есть большие взаимные интересы. Мы говорили и с Валерием Абисаловичем Гергиевым по поводу совместной работы. Валерий и его коллектив — это высшей пробы золотой фонд не только
— Разве вы не знаете, что Гергиев даже неделю не может выкроить из своего напряженного графика гастролей, спектаклей, концертов?
— А нам не нужно садиться на большой репетиционный период.
— Вы ведь сыграли как актер в нескольких фильмах, писали киномузыку, но теперь охладели к кинематографу...
— Ничуть не охладел. Я хотел бы поучаствовать в создании фильма. Уже вел переговоры с людьми финансов, и они загорелись этой идеей. А это самое важное сегодня, потому что режиссеров и сценаристов в зависимости от количества денег проще найти. Если денег мало, то найти трудно, если много — найти вполне реально. Я бы хотел поучаствовать в создании фильма о войне. Не о Великой Отечественной, а о локальной. Меня
— Вы думаете, фильм о локальной войне может иметь успех в реалиях нынешнего российского проката?
— Конечно! Успех может иметь любой рассказ о жизни человека, только настоящий — не форматный, не в стиле «стреляй, бей, беги». Всегда нужна «Баллада о солдате», во все времена и у всех народов. Всем нужна не «9 рота», а «Баллада о солдате».
— Александр Яковлевич, вы были в Госдуме, но потом неожиданно для многих сами вышли из депутатов.
— Я не сам вышел, меня не позвали. Но я не рвался туда обратно. Не прикладывал никаких движений пальцами, чтобы продлиться. Я вам не нужен — извините. У меня другая задача, у меня другие цели, я в первую очередь музыкант. Я предупреждал об этом перед походом в Думу. Мой микрофон не выключить.
— Не жалеете о том, что потратили на депутатские хлопоты столько сил и времени?
— Ни в коем случае. Я приобрел колоссальный опыт, причем такой, который не приобрести нигде, сделал много хорошего людям, попытался сделать хорошие вещи для своего города. И у меня
— Несколько лет назад вы и ваша команда, получив в долгосрочную аренду особняк Боссе на Васильевском острове, объявляли о своих планах превратить его в центр культуры, театр песни, но год назад неожиданно покинули стены этого дворца.
— В первое время речь шла о минимальной аренде, мы начали воплощать свои планы, но потом объект перевели в федеральную собственность, и аренда взлетела до нереальных цифр. Вы можете назвать человека, который не ворует газ, нефть и все остальное и при этом может платить аренду 30 тысяч долларов в месяц? Я не могу найти такого! Если не сделать там бордель или дискотеку крутую, то выжить нереально. Меня же вовсе не доходность особняка волновала. У меня был совершенно четкий план
— В начале года СМИ разнесли информацию, что у Розенбаума инсульт, а это оказалось наглой ложью. Однако вы не ввязались в судебную тяжбу, не наказали лгунов.
— Они только и ждут этого, чтобы я поднял их тираж. Любая «желтуха» хочет на дерьме приподняться. За счет уничижения или лжи они хотят приподняться. И стоило ли заводить тяжбу — не трожь дерьмо, чтобы еще больше не пахло дурно. У меня теперь такая позиция, я мудрый стал. И с нашей судебной системой ничего я не добьюсь, хотя все, что там написано, — ложь! Ну что? Даже если выиграю этот суд, на котором я буду нервничать, ходить туда или посылать представителей, то получу мизерную сумму. Но если вдуматься, это страшная история! Ладно бы желтая пресса к артисту относилась
— Почему ваши песни не так часто исполняют другие артисты?
— Если я и отдаю свои песни, то только близким людям, тем, кого уважаю, чьим профессиональным качествам доверяю полностью. На юбилей Эдите Станиславовне Пьехе подарил песню «Оттепель», она ее с удовольствием поет. Когда София Михайловна Ротару попросила песню, я долго думал, что же ей подойдет, и подарил «Белую ночь». Алла Борисовна в свое время великолепно исполняла
— Не так давно в Петербурге состоялся удивительный музыкальный марафон: в течение 11 часов подряд на сцену выходили молодые исполнители с песнями Александра Розенбаума. Прозвучало 225 песен! Идея зародилась в интернете на форуме «Мы живы», полтора года потребовалось, чтобы отобрать достойных участников. Они съехались из разных городов России, Украины, Казахстана, Израиля и безостановочно сменяли друг друга: Это ведь факт просто для Книги рекордов!
— А он уже зарегистрирован в Книге рекордов России, и ребята, придумавшие этот проект (для меня это был сюрприз, подарок к юбилею!), собираются дальше оформлять его в Книгу Гиннесса, потому что там ничего подобного нет. В течение 11 часов звучали мои песни, я им очень благодарен, они молодцы, и главное, что они сами получили удовольствие.
— Если бы такой же марафон устраивался в честь других музыкантов, вы бы в честь кого спели?
— В честь Пола Маккартни спел бы! В честь «Битлз», Рэя Чарльза, Элвиса Пресли, Чака Берри. В честь Марка Бернеса, хотя он не автор. В марафоне Макара (Андрея Макаревича. — «Труд») принял бы участие с удовольствием. Думаю, что мои ребята создали прецедент, как можно поздравлять любимых артистов с днем рождения, юбилеем, и теперь фаны других исполнителей должны им ответить тем же.
— По просторам российской сцены нынче мчится шансонная
— И до меня были достойные люди в этом жанре. Я же горжусь тем, что я первый артист с гитарой, который получил звание народного артиста России. А Лепс, Михайлов, Ваенга — все разные люди, хорошие артисты, имеют свою публику, поют живьем, и дай Бог им удачи! Но я никогда не буду коллег обсуждать — ни старших, ни младших. Единственное, что могу сказать: нужно любить свою публику, свою страну, свой народ, для которого ты работаешь. Не себя в народе, а народ в себе — перефразировав известное высказывание Джона Фитцджеральда Кеннеди. Вот когда ты будешь любить в себе народ, а не себя в народе, тогда можешь рассчитывать на то, что ты проживешь на эстраде больше, чем десять лет. Хотя и десять лет нынче — огромный срок!
Резюме «Труда»
Александр Розенбаум, автор и исполнитель песен, прозаик, актер
Родился в 1951 году в Ленинграде в семье
Учился в
Работал врачом «скорой помощи». В
Записал более 30 альбомов, в том числе «Казачьи песни», «Анафема» (1988),