И тогда поездки на египетский берег станут рискованным предприятием.
В минувшую пятницу в Каире вялотекущие акции протеста переросли во внушительные беспорядки, к подавлению которых пришлось привлечь бронетехнику. Разъяренная толпа недовольных начала с главной площади — Тахрир, двинулась на израильское посольство, а позже напала на саудовское и американское посольства.
По следам инцидента были приняты чрезвычайные для нового правительства Египта меры: арестованы 130 участников беспорядков, внесены поправки в закон о чрезвычайном положении, позволяющие применять силу к демонстрантам. Хотя буквально 11 сентября, за день до принятия поправок, в Каире начался суд над командой бывшего президента Хосни Мубарака, обвиняемой в расстреле демонстрантов. Свергнутому лидеру и его сторонникам грозит смертная казнь.
Такие двойные стандарты, эксперты объясняют угрозой нового, не виданного до сегодняшнего дня расцвета исламского фундаментализма.
Пятничные беспорядки в Каире были не чем иным, как демонстрацией силы исламистов, подминающих под себя Египет, объясняет «Труду» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Официальным поводом для метания «коктейлей Молотова» стал инцидент в конце августа, когда во время перестрелки израильских военных с палестинскими радикалами в секторе Газа было убито пять египетских полицейских. Но к толпе антиизраильски настроенных египтян добавились те, кто так и не увидел обещанных экономических и конституционных реформ, недовольные новой властью и просто любители «пошуметь». Причем эксперты заметили определенную организованность групп демонстрантов.
«Сейчас в арабских странах, переживших революцию, происходит очень опасный процесс», — рассказывает «Труду» старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО и отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников.
По его мнению, в переживших «арабскую весну» странах под внешней ширмой демократических преобразований инициативу берут на себя организации исламистского толка, такие как влиятельные «Братья мусульмане». При прежней власти — Хосни Мубараке — эти организации держались в тени, хотя и пользовались широкой популярностью среди населения, но теперь они получили возможность влиять на ситуацию.
В результате мы наблюдаем парадокс. «В Египте, Тунисе, а теперь и в Ливии с помощью тех сил, которые выступали за демократические преобразования на Ближнем Востоке, исламисты приходят к власти и вытесняют более умеренных политиков», — отмечает Владимир Сотников.
О том, что представительная демократия в исламских странах Северной Африки и Ближнего Востока рискует привести к власти экстремистов, а то и откровенных террористов, говорили еще весной. Но, увы, тогда экспертное сообщество не услышали. Сегодня бьют в набат.
«Через полгода или год в лучшем случае, по моему мнению, в Египте установится — сначала по
И тогда некому будет останавливать толпы недовольных и разъяренных вооруженных арабов — скорее их будут направлять. А на кого, можно догадаться.
Что же касается
«Посещать такие курорты будет довольно опасно. Лично — сейчас говорю как гражданин, а не как эксперт — не стал бы рисковать безопасностью своей и своих близких ради египетского солнышка», — заключает Владимир Сотников.
Вчера Ростуризм рекомендовал российским гражданам отказаться от поездок пока только в Каир. Ситуация прояснится в ноябре, когда в Египте должны пройти выборы. От того, какая партия на них победит, сильно зависит будущее туризма в стране.