Русские проиграли американцам

В Венеции завершился 67-й международный кинофестиваль

Жюри под председательством Тарантино раздало призы. «Труд» считает, что молодое российское кино, представленное в Венеции-2010 фильмом Алексея Федорченко «Овсянки», будет и дальше зарабатывать награды на престижных фестивалях.

В ряду главных международных кинофестивалей Венецианский отличается демократичностью. Он принимает в свои объятия не только высокоинтеллектуальное авторское кино, как в Каннах или в Берлине, но и коммерческие хиты, поставляемые из Голливуда.

Равнение на Запад

Два года назад главный приз получил «Рестлер» Дарена Аронофски. В этом году Аронофски со своим новым фильмом «Черный лебедь» остался без наград, но триумф американского кино на 67-м Венецианском фестивале был и без того оглушительным. Правил бал председатель жюри — обаятельный и харизматичный Квентин Тарантино. На этот раз Тарантино, славящийся своей непредсказуемостью, принял неоднозначное решение — отдал «Золотого льва» своей давней подруге Софии Копполе. Такой выбор вызвал неоднозначную реакцию среди критиков — они прочили главный приз либо «Черной Венере» Абдела Кешиша, либо модному нынче китайцу Вань Бину за фильм «Котлован». Но жюри было глухо к мнению критики — эти картины не получили никаких призов.

Зато 39-летняя Коппола торжествовала: после провального фильма «Мария-Антуанетта» об эксцентричной императрице ей удалось снять лирическую картину об изнанке жизни голливудской богемы. Под тихий аккомпанемент группы Phoenix она рассказала историю непутевого папаши-актера, который изо всех сил пытается найти общий язык со своей дочерью. По настроению фильм больше всего напоминает ее же картину «Трудности перевода», тоже обласканную в Венеции в 2003-м.

Другой американец, добившийся успеха в Венеции, — Винсент Галло. Он получил кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в фильме Ежи Сколимовского «Необходимое убийство». Галло сыграл афганского террориста, схваченного американскими войсками и волею судеб заброшенного в Европу. Правда, в этом году Галло засветился в Венеции не только как актер, но и как режиссер — и в основном конкурсе, и в экспериментальных «Горизонтах». В первом он представил ленту «Обещания, писанные на воде», а во втором — 12-минутную короткометражку «Агент».

Молодым дорогу!

Важная тенденция нынешнего Венецианского фестиваля — нацеленность на молодое кино. Особенно везет российским начинающим кинематографистам.

В этом году повезло Алексею Федорченко: его «Овсянки» взяли сразу пять призов. Кубок Озелла за лучшую операторскую работу достался Михаилу Кричману, который, кстати, является постоянным оператором Звягинцева, чье «Возвращение» в 2003 году получило «Золотого льва». Отметила «Овсянок» и Международная федерация кинопрессы FIPRESCI.

Нынешний приз для Федорченко в Венеции — не первый. В 2005 году он получил главную награду в конкурсе «Горизонты» за свое мокьюментари «Первые на луне», который жюри рассматривало как настоящий документальный фильм. Когда оказалось, что это лишь подделка под документалистику, — приз отнимать все равно не стали.

В нынешнем году в конкурсе «Горизонты» были представлены сразу три российские картины: «Бриллианты» Руслана Хамдамова с Ренатой Литвиной в главной роли, короткометражка «Слабый Рот-Фронт» Виктора Алимпиева и «Воодушевление» Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Две последние картины сняты даже не режиссерами, а художниками.

Нынешний Венецианский фестиваль подтвердил, что в современном российском кинематографе бал правят не былые мэтры и генералы кинофронта, а молодые авторы с новаторским взглядом на мир. Хотя последняя работа Михалкова «Утомленные солнцем-2» и попала в конкурс Каннского фестиваля, но погоду в кино уже давно делают другие авторы — Звягинцев, Германика, Серебренников, Попогребский, а теперь еще и Федорченко. Главная проблема в том, что наше государство упорно игнорирует молодых и талантливых. Если бы Звягинцев не отправил копию «Возвращения» отборщикам Венецианского фестиваля, фильм бы остался незамеченным. Если бы «Овсянок» не показали на фестивале международного уровня, то фамилию Федорченко по-прежнему знала бы только горстка кинокритиков.

Победители-2010

«Золотой лев» за лучший фильм: «Где-то» Софии Копполы «(США)

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру: «Печальная баллада для трубы» Алекса де ла Иглесиа (Испания-Франция).

Лучший актер: Винсент Галло («Необходимое убийство» Ежи Склимовского).

Лучшая актриса: Ариане Лабед («Аттенберг», Греция).

Российский фильм «Овсянки» получил призы «Озелла» (оператор Михаил Кричман), FIPRESCI — за киноязык и экуменического жюри — за духовность.

Кто из наших получал приз в Венеции