АБДУЛОВ СНИМАЛ "ГИПЕРБОЛОИД..." НА СВОИ ДЕНЬГИ

Сергея Степанченко - ведущего актера Ленкома и близкого друга Александра Абдулова - корреспонденту "Труда" удалось поймать буквально накануне отлета во Владивосток на V Международный кинофестиваль "Меридианы Тихого", президентом которого является. Но, услышав, что мы интересуемся судьбой Абдулова и его неоконченного проекта (фильма "Гиперболоид инженера Гарина"), с готовностью рассказал о своем товарище и так драматично прерванной работе, в которую нынче вводят совсем другого человека.

- Сергей Юрьевич, выходит, заменимые у нас есть?
- Ну что вы, по отношению к Абдулову такая фраза звучала бы дико... Я знаю Сашу очень давно, с 1985 года. Сыграл с ним много спектаклей в Ленкоме. А в кино все началось с музыкального фильма "Бременские музыканты", потом был "Валдайский треугольник" (второе название - "Лузер"), который пока не вышел на экраны. И вот Саша начал снимать большую картину "Гиперболоид инженера Гарина", где я играл Шельгу - помните, героя, который все время гоняется за Гариным и никак не может его поймать. И вдруг эта болезнь... Беда навалилась как-то сразу, словно плотину прорвало и все кругом затопило.
- А сколько Абдулов "Гарина..." отснял?
- Где-то четверть. Скорее всего, фильм будет заново переснимать Дмитрий Месхиев. Именно переснимать, ведь придется заменять главного исполнителя (нам удалось дозвониться в Петербург до Дмитрия Дмитриевича, но он отказался комментировать сложившуюся ситуацию. - Л.Л.)...
- Говорят, деньги на съемки дало Федеральное агентство по культуре и кинематографии?
- Не уверен (в Федеральном агентстве на этот вопрос "Труду" тоже почему-то сказали: "Мы таких сведений не даем", что несколько удивило. Если ведомство сделало доброе дело, то оно бы вряд ли от него открещивалось. - Л.Л.). А вот что знаю точно: деньги на этот фильм давали друзья Саши, сочувствующие ему бизнесмены, и свои он тоже вкладывал. Ведь идею картины Саша вынашивал много лет, долго работал над сценарием, меняя временные обстоятельства и имена героев. Фактически весь сюжет он перенес в сегодняшний день, в съемках использовал самые современные технологии.
- Извините, а разве нельзя было заморозить съемки и подождать, пока Абдулов вернется после лечения?
- Таково было решение Саши. Именно он предложил снимать фильм без него, потому что как человек творческий сознает: работа должна продолжаться. А работу он всегда ставит на первое место, забывая о своем здоровье. Что, как видите, обернулось плохо.
- Абдулову вообще свойственна самоотверженность, когда речь идет о творчестве. Помните, когда вы репетировали "Пролетая над гнездом кукушки", то постановщик спектакля, болгарский режиссер Александр Морфов, несколько раз прекращал работу над спектаклем, не зная, куда двигаться дальше. И он, как сорежиссер постоянно предлагал свои идеи, версии, соображения...
- Действительно, но притом Саша никогда не присваивал себе авторства в сочинении этого спектакля. Сашу всегда тянуло в режиссуру. Мы даже однажды пытались сделать с ним спектакль по пьесе Мрожека "Обломки кораблекрушения", но до премьеры не дошли - финансовый кризис 1998 года помешал. Пока самостоятельного спектакля у него в театре так и не было, но это дело времени. Я уверен, он обязательно поставит его в Ленкоме.
- После многосерийного телефильма "НЭХТ", где вы ни на минуту не расставались с Абдуловым в кадре, к вам стали относиться, как к его верному оруженосцу. Вас никогда не угнетало, что находитесь на вторых ролях?
- Если постоянно впускать в себя червь сомнений и страдать по поводу собственной вторичности, то так можно превратиться в брюзгу или "человека в футляре", и тогда тебе конец как личности и как художнику. Я думаю, во всем есть промысел Божий. Может быть, со временем мне выпадет совсем другая актерская доля... Мне уже выпала удача сниматься в фильмах таких прославленных режиссеров, как Алла Сурикова, Эльдар Рязанов, Андрей Кончаловский, Сергей Колосов. А недавно посчастливилось работать на картине "Утомленные солнцем-2" с Никитой Михалковым, поразившим меня своим трепетным отношением к артистам. Поэтому я уверен: все, что с нами происходит, предопределено и задумано там, наверху.
- И ваша встреча с Абдуловым тоже?
- Наверное. После моего показа в театре ко мне подошел Саша, поздравил с вступлением в труппу и предложил прогуляться, поговорить по душам. Я, честно сказать, обалдел от такого внимания: ведь приехал из провинции... Ну а дальше уже не мог представить свою жизнь без Саши. Он стал моим старшим братом, другом и даже учителем. Он всегда принимал большое участие в моей судьбе, судьбе моих детей, заботился о здоровье моих родителей, не требуя никакой благодарности за это. Он очень верный товарищ, никогда не предает тех, с кем идет вместе, что бы ему об этом человеке ни говорили. Поэтому я до сих пор не верю, что Саша где-то там, далеко, в Израиле, на больничной койке, что ему поставили такой суровый диагноз. Мне кажется, он рядом. Дня не проходит, чтобы я о нем не думал. И уверен, мои мысли передаются ему, он не может этого не чувствовать: расстояния не властны над дружбой.
А сейчас, извините, мне надо собираться. Во Владивостоке предстоит большая работа: фестиваль "Меридианы Тихого" - очень крупный, нынче ему присваивают категорию "А" - ту же, которую имеют Каннский, Венецианский, Московский... Я, можно сказать, стоял у его истоков - пять лет назад предложил местной администрации устроить такой смотр. Но если бы к нему не подключился губернатор Сергей Дарькин, он бы никогда не состоялся. В программе 165 фильмов из Японии, Китая, Канады, США, Австралии, Малайзии, а открываться он будет новым фильмом Сергея Бодрова- старшего "Монгол", посвященным Чингисхану... Но и на Дальнем Востоке постоянно буду думать о Саше Абдулове. А когда вернусь, обязательно поеду к нему в Тель-Авив!
Беседу вела