ВСЕГО 5 НА 800
Всего же в Москве насчитывается около 800 коммерческих и ведомственных автозаправочных комплексов. И понятно, что всего пять из них, признанные градоначальством качественными, отнюдь не показатель. Показательно совсем другое.
В коммерческих автосалонах при продаже новой иномарки настоятельно советуют покупателю: выбрать единственную для себя заправку и никакой другой бензин в бак не заливать. При этом менеджеры доверительно сообщают, что в первое время машина будет к топливу "привыкать". А некоторые специально распечатывают список сомнительных бензоколонок, с которыми лучше не связываться. Да что там говорить, если имеются прецеденты, когда автомобилю отказывали в гарантийном обслуживании, если владелец признавался, что заправлялся "не на той" автостанции.
А вот сведения совершенно официальные. Независимые эксперты из общества защиты прав потребителей совместно с лабораторией горючих и смазочных веществ РГУ нефти и газа провели исследования московских АЗС. Полные его итоги сейчас подводятся, и до окончательных выводов далеко. Специалисты согласились ознакомить "Труд" пока лишь с промежуточными результатами, но даже они выглядят, прямо скажем, обескураживающе.
Минувшей весной и летом в Москве на выбор были обследованы заправки от "ТНК", "Бритиш Петролиум", "Ойлкома", "ЮКОСа", "Славнефти", "Нафталнефти". Проверялся бензин марки АИ-92. И ни в одном случае (!) сцеженная жидкость не соответствовала стандарту качества. Во-первых, октановое число во всех взятых образцах бензина было ниже отметки 85, которая является нормативной. Содержание смол и серы в топливе также "зашкаливало" в разы, как, впрочем, и объемная доля бензола, превысившая норму.
ПРО ТУ И ЭТО...
Понимая все это, столичные власти и стараются каким-то образом переломить ситуацию. Сейчас вот внедряют знак "экотопливо". Заметим только, что нечто подобное уже происходило и раньше.
Еще в 2004 году власти Москвы обязали продавцов топлива сообщать покупателям бензина все необходимые сведения о качестве своего продукта. Дело в том, что у каждой марки бензина существует свой гост. Но помимо этого, имеются и так называемые технические условия (ТУ) его производства, что допускает некоторые отклонения в исходных параметрах. В итоге получилось, что каждая автозаправка стала писать свои собственные ТУ. Это при том, что абсолютное большинство владельцев в такой специфической цифири абсолютно ничего не смыслит. Когда там обращать внимание на коэффициент содержания смол или бензола? Быстрее бы заправиться и дальше в путь по пробкам.
Вот и получилось, что, с одной стороны, все автозаправки вписались в установленные для них градоначальством правила игры. А вот с другой, как признал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Леонид Бочин: "В столице доля некачественного бензина доходит до 30 процентов, при том, что критерии контроля за качеством топлива в Москве куда жестче, чем в регионах". От себя заметим, что, рассуждая по поводу "30 процентов", уважаемый Леонид Арнольдович, по всей видимости, чего-то недосчитал.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Дедов, профессор, руководитель химико-аналитической лаборатории РГУ нефти и газа им. Губкина:
- Можно считать признанным фактом, что, по крайней мере, треть московских автозаправок торгуют некачественным бензином. По-хорошему, такие станции надо просто закрывать. Возможно, только строгие и решительные действия городских властей позволят реально изменить нынешнюю плачевную ситуацию.