СЛОВО ПЛЮС МИКСТУРА

Два месяца назад "Труд" представил социальный эксперимент: три выпускницы провинциальных российских вузов - врач, учитель и инженер - согласились полгода прожить под пристальным вниманием общественности, на собственном примере испытав, как относится наше государство к молодым специалистам. Гарантированная работа по специальности, ведомственное жилье, пакет социальных льгот - все это осталось в прошлом. А что теперь?

Мы напросились в гости к одной из трех участниц эксперимента - Юлии Вафиной, 26-летней врачу-терапевту. Она бесстрашно отправилась врачевать в сельский поселок Иланск Красноярского края.
Юля на работе успела освоиться - ведет прием, бегает по вызовам больше месяца. На новом месте встретили тепло, сказали: если что, обращайся, спрашивай - поможем. Заведующий поликлиникой Константин Долматов тоже Юлию всячески поддерживает. В филиал, где она трудится, только что выделил кардиограф, чтобы снимать ЭКГ прямо на месте, не гонять больных в основное здание. Кстати, до приезда Юли постоянного участкового терапевта не было, все ее предшественники быстро сбегали в город.
Работы хватает, с 8 до 17 - не передохнуть. Утром, когда я ей позвонила, разговаривать не смогла, сказала: "Извините, сейчас много пациентов". В начале осени люди поголовно копают картошку - и простужаются. ОРЗ и обострение бронхитов - самые частые диагнозы.После обеда - вызовы и обход больных. Участок огромный, и тут уж как повезет - могут вызвать в соседний дом, в другом случае до нужного адреса приходится шагать пешком минут 30 - 40. Автобусы в Иланске, в отличие от больших городов, ходят строго по расписанию. В зависимости от маршрута - один раз в полчаса или час. Не успел вовремя на остановку, топай своим ходом. Но Юля любит такую хлопотную работу и не унывает. И у нее случаются первые профессиональные радости.
- Одна женщина, страдающая холециститом и панкреатитом, приходила на прием уже несколько раз, - рассказывает она. - Хотя все необходимые лекарства ей были назначены и боли ее не преследовали. Я ничего не стала менять, в этом не было необходимости, лишь немного подкорректировала дозы. Через пару дней она пришла снова, и мы с ней просто поговорили, я ей посочувствовала, рассказала о диете, которая могла бы ей помочь. Пациентка попрощалась, но спустя часа два вернулась в поликлинику опять - с благодарностью. Сказала: "После ваших назначений и диеты, которую я успела попробовать, мне стало намного легче".
Юля получила первый аванс - 10 тысяч, на днях подоспеет зарплата - еще тысяч 7 - 8. Выходит, не обманули, обещали 15 тысяч, а получается даже чуть больше. Учитывая, что муж Вадим (тоже молодой специалист - судмедэксперт) вносит свою лепту в семейный бюджет, денег пока хватает. Хотя на питание в последний месяц ушла приличная сумма - тысяч 10 вместо обычных 5 - 6. Делали заготовки на зиму - солили огурцы и помидоры, варили варенье. Своего огорода у Вафиных нет - следовательно, овощи, ягоду и прочее приходится покупать. На следующий год они хотят приобрести участок земли, хотя бы под картошку, лук, зелень.
Удалось отложить деньги и на покупки. Юля с Вадимом собираются приобрести новый телевизор - тот, что есть, слишком маленький. А еще нужны теплые вещи на зиму. Главное, чего больше всего не хватает, - времени. В свободные вечера молодая семья занимается ремонтом своего первого дома. Двухкомнатную квартиру в кирпичном доме на улице с подходящим названием Медицинская им, как и обещали, выделили. Что-то подкрашивают, в одной комнате переклеили обои. Жить здесь они смогут ровно столько, сколько работают в Иланске, - жилье социальное.
На мебель решили не тратиться - перевезли то, что было, из Красноярска. По большому городу, кстати, его ритму и энергии Юля очень скучает. Райцентр с непривычки кажется ей слишком тихим и пустым - мало прохожих, почти нет машин. Поэтому в выходные в Красноярск они наведываются часто. На маленькие радости - посидеть в кафе, сходить в кино, поиграть в бильярд, которым оба увлекаются, - собственных заработанных средств тоже хватает. В Иланске с развлечениями, увы, совсем туго. И все-таки уезжать они никуда не собираются. Главный интерес Юлии Вафиной - работа. Ей хочется стать хорошим врачом и помогать ближним. В таком желании нет ничего особенного или героического, но и это совсем немало.
Зарплата начинающего врача-терапевта в России - 2400 рублей: такова ставка по самой скромной 11-й категории единой тарифной сетки бюджетников, которая положена вчерашнему студенту. И если нет хоть каких-то губернаторских надбавок, пахать придется за эту сумму года три, пока оклад не повысят за стаж или возросшую квалификацию.