БЕНЗОБРАЗИЕ

Очередной скачок цен на горючее озадачил российских чиновников. В правительстве начались совещания, Госдума призвала исполнительную власть в недельный срок обуздать аппетиты нефтяных компаний - "хотя бы на время уборки урожая". Глава Федерального агентства по энергетике (Росэнерго) Сергей Оганесян пригрозил от лица исполнительной власти: "Если нефтяные компании начнут резко завышать цены, у нас найдутся рычаги влияния". Ответ последовал незамедлительно: цены на бензин на московских бензоколонках за неделю выросли на рубль.

Как говорится, было бы смешно, не будь так грустно. У наших чиновников очень короткая память. Аналогичная проблема стояла перед страной и год назад, и два, и три, но для правительства осенний рост бензиновых цен всегда становится полной неожиданностью.
На сей раз, правда, министр экономического развития Герман Греф объявил новую причину ценовой вакханалии - слишком высокий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он привязан к мировым ценам, а поскольку они постоянно растут, то автоматически повышается и налог. Что приводит к удорожанию нефти, отправляемой на переработку в бензин и солярку. "До тех пор пока эта привязка будет сохраняться, цены на бензин будут расти вместе с ценами на нефть",- заключил министр.
Не будем спорить с реформатором. Тем более что многие ученые и эксперты с ним согласны. Но разговор об этом идет уже не первый год - так почему же министр ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ прозрел так поздно?
Сейчас экономическое ведомство предлагает радикальный способ регулирования внутреннего рынка - полностью забрать у нефтяных компаний сверхприбыль от продажи сырья за кордон. Сегодня с цены, превышающей 27 долларов за баррель экспортной нефти, государство забирает 90 процентов выручки, а предлагается забирать все 100 процентов. В МЭРТе считают, что если на экспортеров вырастет налоговая нагрузка, то им станет выгоднее перерабатывать сырье внутри страны. А чем больше нефти останется на внутреннем рынке, тем ниже окажутся цены на бензин и дизтопливо.
Предложение, надо сказать, очень спорное, ибо нефть в любом случае будет вывозиться из страны - и при цене 60 долларов за баррель, и при 27 долларах. Конечно, казна (точнее, Стабилизационный фонд) от такого перераспределения нефтяной выручки выиграет, а население? Как утверждают некоторые эксперты, ограничение экспортной прибыли будет компенсироваться нефтяными компаниями на внутреннем рынке - через все тот же рост цен на нефтепродукты. К месту напомнить, что региональные рынки фактически поделены между крупнейшими нефтяными компаниями.
Кстати, после вступления в ВТО Россию наверняка обяжут отменить все экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Результат предсказать нетрудно. "Это уже, можно сказать, диагноз: реформы в стране в последнее время замедляются, в том числе из-за сверхвысоких цен на нефть. Они нас засасывают в болото", - заявил министр финансов Алексей Кудрин.
И действительно, который год идут разговоры о недопустимо низкой глубине нефтепереработки на российских НПЗ (в среднем 70 процентов против 95 - 97 процентов в США и Европе). Но предложения нефтяников вернуть часть льгот на прибыль при условии, что эти деньги будут инвестироваться в нефтепереработку, лежат "под сукном". Не предпринимается никаких мер, чтобы как-то "размонополизировать" российский нефтяной рынок, где безраздельно властвуют 5 - 7 вертикально интегрированных компаний. По-прежнему бесправной остается Федеральная антимонопольная служба, поскольку закон о конкуренции не принят.
И даже непосредственное участие государства в нефтяном бизнесе почему-то никак не помогает регулированию бензинового рынка в сторону снижения или хотя бы стабилизации цен. Наоборот, самое дорогое моторное топливо в России нынче на Дальнем Востоке, где музыку заказывает НПЗ Комсомольска-на-Амуре, принадлежащий госкомпании "Роснефть". А Туапсинский НПЗ, также принадлежащий "Роснефти", гонит свою продукцию за рубеж, вместо того чтобы наполнять ею внутренний рынок, умеряя аппетиты чересчур алчных конкурентов-частников.
Похоже, это уже действительно диагноз...
P. S. Вчера глава Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил, что до конца года цена литра бензина вырастет еще на 1-1,5 рубля.