ПОЧЕМУ МАША НЕ ЕЛА КАШУ

На днях в российской столице состоялось большое закрытое заседание с участием министра образования Владимира Филиппова и главного санитарного врача России Геннадия Онищенко.

Закрытость встречи заинтриговала журналистов. Но доступа к каким-то особым секретам, если таковые вообще имелись, никто так и не получил. Владимир Михайлович и Геннадий Григорьевич поведали, что с 1 сентября 2003 года в российских общеобразовательных учреждениях введены новые санитарные правила и нормы. Впрочем, как тут же было замечено, большинство пунктов этих самых правил не несут в себе никакой революционной новизны, поскольку были попросту списаны со старых. Главной же темой совместного обсуждения стали итоги Всероссийской детской диспансеризации, проведенной в прошлом году.
Обследования показали, что лишь 30,9 процента наших школьников могут считаться практически здоровыми, у 52 процентов выявлена повышенная склонность к хроническим болезням, а примерно 17 процентов - попросту больные дети. Наиболее распространенные заболевания связаны с костно-мышечным аппаратом, органами пищеварения (гастритами юные россияне страдают уже даже чаще, чем взрослые), эндокринной и нервной системами. Вызывают тревогу и все более участившиеся проблемы у ребят со зрением, слухом, осанкой.
Медики пришли к выводу, что ухудшение состояния здоровья происходит чаще всего в 7 - 10 лет и в период от 12 до 17 лет. Геннадий Онищенко особо подчеркнул еще одну безрадостную тенденцию: за последнее десятилетие число школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза. То есть на смену акселерации - стремительному телесному развитию детей, которое даже в какой-то мере пугало родителей своей неуправляемостью, - пришла ее противоположность, деакселерация.
Причины столь плачевного состояния здоровья наших детей давно известны. Это в первую очередь неблагоприятные социально-экономические и экологические условия жизни. Во вторую - так называемые школьные факторы риска: неудовлетворительное материально-техническое состояние учебных учреждений, плохая организация горячего питания, школьные перегрузки. В России более 30 процентов школ работают в две смены, а в Мордовии, Калининградской и Курской областях - даже в три смены.
Перебои в энергоснабжении, особенно характерные для Приморского края и Камчатки, недостаточное обеспечение общеобразовательных учреждений осветительными приборами приводят к плохой освещенности ученических классов и в результате - к ухудшению зрения у детей. Проверка показала, что в Калмыкии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Камчатской области, Еврейской автономной области 80 процентов мебели не соответствует гигиеническим требованиям. В 40 процентах школ Читинской области, Таймырского автономного округа, в 66 процентах школ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (все названные территории отличаются суровыми климатическими условиями) отсутствует центральное отопление.
Со всех трибун взрослые дяди и тети призывают молодое поколение к оздоровлению, занятиям физкультурой и спортом. Оно, поколение, и радо бы, но как заниматься, если негде. Скажем, в Калининградской области 30 процентов сельских школ не имеют спортивных залов, и ребята вынуждены зимой проводить уроки физкультуры в тесных комнатушках. А в Тюменской области у 20 процентов школ вообще нет никаких помещений для занятий спортом.
Не приходится говорить и о хорошей организации школьного питания. По данным исследований, лишь 23 процента учащихся едят горячую пищу два-три раза в день. Число детей, пользующихся школьными столовыми, неуклонно сокращается, к примеру, по данным опросов, среди старшеклассников их не более 10 процентов. Если же говорить о питании детей и подростков в целом, то оно характеризуется не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким ее обеднением микроэлементами, особенно витаминами. Степень дефицита витаминов часто достигает 80 процентов от возрастных норм. Поистине беда для желудков наших детей - чипсы и прочие "чупа-чупсы". Геннадий Онищенко отметил, что "администрация многих учебных заведений, чтобы потрафить детям, заменяет необходимые растущему организму суп, горячую кашу, свежие овощи, молоко, хлеб "химической" буфетной продукцией: "сникерсами" и "кока-колой", которую нельзя пить ни детям, ни взрослым".
И в то же время школа порой остается единственным местом, где ребенок может хоть как-то поесть. Число неблагополучных семей, которые не могут дать своим детям ни нормальной еды, ни одежды, в России неуклонно растет. В связи с этим Министерство образования уже давно предлагает федеральному правительству оплачивать из бюджетных средств горячее питание всех без исключения учащихся начальных классов (из расчета 5 рублей в день на ребенка), а субъектам Федерации - взять на себя оплату питания учащихся среднего и старшего звена.
Владимир Филиппов и Геннадий Онищенко возглавят рабочую группу, которая в ближайшее время вплотную займется вопросами сохранения и улучшения здоровья российских школьников. По мнению обоих, и для властей разного уровня это должно стать главной государственной задачей.